Характеристика оперативной, долговременной, кратковременной, других видов и процессов памяти в психологии
Общее понятие о памяти в психологии – это психический процесс отражения, состоящий в запечатлении, сохранении и воспроизведении информации в мозгу человека. От этого процесса зависит очень много – эффективность обучения, способность выполнять разную работу, общаться с людьми, прочее. Процесс запоминания может ухудшаться, его можно развивать специальными упражнениями.
Память накапливает опыт – индивидуальный и общественный, что позволяет человеку быть целостной личностью. Если бы не было возможности помнить вчерашние события, то осознанное существование было бы невозможным. Благодаря способности помнить человек может развиваться, обучаться и совершенствоваться.
В психологии память как познавательный процесс состоит из нескольких мнемических процессов, имеющих между собой прямую связь. И сама память в психологии классифицируется по свойствам.
Функции памяти
Познавательный процесс, позволяющий хранить информацию – это последовательно выполняемые мозгом функции. К ним относится запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание.
Общая характеристика процессов памяти в психологии такова.
Запоминание производится фиксацией новой информации на основании ассоциации с уже имеющейся. Различают два вида запечатления материала:
- непреднамеренное – осуществляемое произвольно, без запланированных усилий, без цели;
- преднамеренное – производимое специально, с определенной целью.
Основой способа хранения информации мозгом человека являются ассоциации. Они связаны между собой, появление одних воспроизводит другие – по одной или группами. Они побуждают возникновение новых, временных цепочек в коре мозга, являющихся физиологической основой памяти в психологии. Ассоциации подразделяют на две категории – простые и сложные.
Простые отличаются между собой:
- по смежности – воспринимаемые образы вызывают те, которые поступают в память одновременно или сразу вслед за первоначальными;
- по сходству – образы воскрешают аналогичные представления, похожие по определенным качествам;
- по контрасту – такие представления ассоциируются с контрастными по свойствам.
Сложные ассоциации тоже имеют разновидности:
- структурные – воспроизводятся как объединение отдельных частиц информации в общую схему пространственных отношений;
- смысловые – отражают представления со связями причинно-следственного характера или схожие по смыслу.
Следующая функция памяти в психологии – сохранение. Попавшая в мозг информация фиксируется на какое-то время, длительность зависит от вида памяти. Затем происходит оперативная обработка материала (это может быть систематизация, обобщение, прочее).
Воспроизведение заключается в переводе информации из одного вида памяти в другой – из долговременной в оперативную. Этот образ уже имеет эмоциональную окраску. Разделяют уровни воспроизведения:
- узнавание – когда человек осознает, что данный образ ему уже известен; есть разные уровни определенности;
- воспроизведение – сознание дает картину предмета или явления, появившегося в памяти раньше;
- воспоминание – воспроизводятся образы из прошлого, дающие целостную картину из ассоциаций.
Информация может воспроизводиться произвольно или без запроса. Индивид может украшать эти образы фантазиями.
Забывание – это процесс утраты образов из сознания. Информация может исчезнуть вся или часть. Чаще забыванию подвергается материал, который долго не востребован мозгом. Это важная часть общего процесса – с ее помощью освобождается место для нового поступления сведений, образования новых нейронных связей.
Какие бывают виды памяти
Память классифицируется по разным признакам. По срокам хранения бывают виды:
- Кратковременная – хранит знания в течение короткого срока, в среднем – 20 секунд. Человек воспринимает только общий вид образа, установки для запоминания не делаются. Характеризуется специальным показателем – объемом (от 5 до 9 единиц). В психологии объем памяти - это информация, измеряемая единицами, показывающими сколько материала может воспроизвести мозг через несколько десятков секунд после ознакомления.
- Мгновенная – отражает данные органов чувств, без дальнейшей обработки материала. Длительность – до полусекунды.
- Оперативная память в психологии - это хранение знаний определенный срок, до нескольких дней. Человек ставит перед собой задачу, после выполнения которой сведения предаются забвению.
- Долговременная – информация, попавшая в этот раздел, хранится как угодно долго, используется многократно. Иногда для припоминания индивиду приходится прикладывать усилия.
- Генетическая – передающаяся в генотипе. Это единственная разновидность, на которую человек не может влиять, подключая учебные и воспитательные процессы.
Характер целей деятельности предполагает два вида памяти:
- непроизвольная – процессы запоминания и воспроизведения производятся без участия человеческой воли;
- произвольная – используется, когда человек ставит цель выучить материал.
По характеру психической активности различают типы памяти:
- Зрительную – сохраняются зрительные образы. Некоторые люди способны долго удерживать в воображении полученную картинку, не имея перед глазами оригинала. Зрительное восприятие превалирует у людей с эйдетическим восприятием.
- Слуховую – в памяти остаются звуки, воспринятые слухом - речевые, музыкальные, другие. Приняв смысл речи, запомнив ее, впоследствии человек может передать ее своими словами.
- Двигательную – воспринимаются и сохраняются разнообразные движения. Из них могут формироваться навыки – спортивные, рабочие, другие.
- Эмоциональную – это запоминание волнений, переживаний, эмоций. Принимает участие в деятельности всех видов памяти. Причем – когда человек имеет позитивные впечатления, то события запоминаются на более длительный срок.
Осязательная, обонятельная, тактильная, другие виды - не столь важны для жизни человека. Они удовлетворяют всевозможные потребности организма.