Виды слушания в психологии общения – какие бывают и какие особенности имеют
Эффективность общения с человеком на любые темы и в любых обстоятельствах во многом зависит от умения слушать и слышать его. И следует обозначить, что сегодня в психологии даже выделяют определенные виды слушания: пассивное, активное, критическое и эмпатическое. При этом специалисты дают перечисленным техникам четкие характеристики, описывают их особенности. Также следует знать, что каждый вариант используется на практике, но оказывается актуальным в разных ситуациях.
Рассмотрим обозначенные виды и приемы слушания внимательнее, чтобы понимать, о чем идет речь.
Пассивное слушание
Пассивное слушание или нерефлексивное предусматривает то, что слушатель преимущественно молчит, не перебивает рассказчика, не высказывает собственную точку зрения относительно конкретной темы или ситуации. Обычно оно используется в ситуациях, когда собеседник чем-то взволнован, и ему необходимо выговориться, выплеснуть эмоции. Какие-то ответные комментарии или высказывания могут оказаться просто неуместными либо даже негативно отразиться на поведении, чувствах говорящего человека. Удивительно, но молчание и внимание могут помочь также хорошо, как дельный совет, только в разных ситуациях.
Используя технику пассивного слушания, важно понимать, что это тоже нужно уметь делать. Иначе собеседнику может показаться, что озвучиваемая ним информация просто не интересна. Чтобы такого не случилось, рекомендуется все-таки демонстрировать свою вовлеченность в разговор, например:
- реагировать на получение определенной информации мимикой – улыбаться, хмуриться, демонстрировать удивление – зависимо от того, что говорит собеседник;
- показывать поддерживающие реакции – «угу» или «да-да» либо просто периодически понимающе кивать;
- задавать короткие уточняющие вопросы, которые помогут собеседнику лучше выговориться, детальнее передать информацию.
Пассивное слушание в психологии – это умение внимательно молчать. Данное определение наиболее четко характеризует изученную технику.
Активное слушание
Активное слушание – это полная противоположность пассивного. В данном случае человек не просто воспринимает информацию от собеседника, но и сам участвует в беседе, устанавливая прочную связь с говорящим.
Как демонстрируется активное слушание? Чтобы показать собеседнику свою заинтересованность, рекомендуется:
- больше его расспрашивать, задавая уточняющие вопросы на протяжении всего разговора;
- перефразировать мысли собеседника, чтобы продемонстрировать свое понимание сути или желание максимально качественно усвоить информацию;
- резюмировать сказанное в конце беседы – таким способом также удастся показать, что говорящего внимательно слушали и разговор был интересным;
- говорить о своих эмоциях, появившихся в ответ на полученную информацию, выражать собственное мнение по конкретному поводу.
Активное слушание зачастую оказывается очень полезным. Оно позволяет направить разговор в нужное русло, получить дополнительную информацию, чтобы лучше понять тему, уточнить все интересующие детали. Именно поэтому такую технику люди стараются использовать максимально часто, если есть такая возможность.
Важно понимать, что активное слушание дает отличные результаты практически в любых ситуациях, будь то разговор с родственниками, друзьями, коллегами, начальником. Каждому человеку нравится, когда к его рассказу проявляют интерес, четко это демонстрируя.
Продолжая тему, обозначим, что активное и пассивное слушание – это две основные тактики общения с собеседником, которые сегодня существуют, используются абсолютно каждым человеком. Но есть и другие решения. Рассмотрим их более детально.
Эмпатическое слушание
Эмпатическое слушание в психологии – это активное слушание, направленное на чувства, глубокое понимание состояния собеседника. В данном случае важно не только воспринять информацию, которую доносит человек, но и продемонстрировать ему свое сострадание. Зачастую это помогает изменить настроение собеседника в лучшую сторону.
Обычно в эмпатическом слушании выделяется три этапа:
- поддержка. Здесь собеседнику предоставляется возможность высказать все, что у него накопилось, проявляя свои чувства и эмоции, имеющие место в конкретный момент. Слушатель старается не перебивать, а если какие-то вопросы и появляются, задает их в сжатой и максимально точной формулировке;
- уяснение. На этом этапе важно убедиться, что слова и эмоции человека поняты правильно. Если есть необходимость, можно что-то уточнить для лучшего понимания сути;
- комментирование. Здесь собеседнику даются дельные советы, которые помогут ему разобраться с какой-либо ситуацией, решить возникшую проблему.
Ярким примером эмпатического слушания зачастую выступает общение родителей с детьми или врачей с пациентами.
Критическое слушание
Продолжая рассматривать существующие в психологии виды слушания, остановимся на критическом. Оно предусматривает оценку правдивости и актуальности информации, предоставленной собеседником. Слушатель проводит детальный анализ сведений, исключая при этом эмоции. И зачастую он еще до начала беседы понимает, что ему понадобится это сделать, ведь критическое слушание в основном актуально на:
- совещаниях;
- конференциях;
- дискуссиях;
- разного рода собраниях и т.д.
Направленное критическое слушание оказывается очень полезным при обсуждении каких-либо проектов или идей, а также помогает в принятии правильных стратегических, управленческих, тактических решений. Если же речь идет о получении новой информации, разобраться в которой без подготовки невозможно, рассматриваемый прием применяться не будет.
Теперь вы знаете, какие виды слушания выделяют в психологии общения, какие особенности имеет каждый из них, когда применяется. И, как видно из приведенной выше информации, воспринимать доносимые собеседником сведения можно совершенно по-разному.