Виды социальной коммуникации — основные характеристики
Социальная коммуникация представляет собой:
- передачу информации (включая идеи и эмоции) при помощи знаков и символов;
- процесс, связывающий отдельные части социальных систем друг с другом;
- механизм, при помощи которого реализуется власть (как попытка определения поведения человека).
Для более подробного определения стоит рассмотреть особенности и виды социальной коммуникации. Обратите внимание на то, что коммуникация выступает не однонаправленным процессом, чаще диалогом, чем монологом. Участниками диалога являются отправитель и получатель. Обмен информацией считается эффективным в тот момент, когда получатель понимает идею из адресованного ему сообщения, высказывая собственное мнение либо осуществляя определенные действия, которые соответствуют полученной информации. Для отправителя важно получить на его сообщение ответную реакцию в вербальной либо невербальной форме. Встречается и полное отсутствие ответных реакций, что является показателем авторитарного стиля поведения.
При обычном социальном взаимодействии люди согласовывают собственное поведение с действиями окружающих, потому социальная коммуникация не может обойтись без обратной связи. К примеру, в суде адвокату или обвинителю необходимо удостовериться в том, что аргументы были правильно истолкованы и возымели нужное воздействие, в ином случае результат может быть абсолютно непредсказуем, противоположен ожидаемому.
Классификация коммуникаций
Рассматривая типы социальной коммуникации, стоит учесть, что она может включать как отдельных людей, так и их группы. По специфике аудитории можно выделить:
- коммуникацию малых групп — общение людей в небольших компаниях, которое организовано совокупностью позиций участников группы по поводу структуры коммуникативных потоков (общение в офисах, на производствах);
- межличностную. Она предполагает неформальный характер общения двух и более человек (общение с друзьями, приятелями, родственниками);
- массовую — предполагает общение с различными слоями населения или обществом в целом (к примеру, обращение к народу политического деятеля).
Виды межличностных коммуникаций
Рассмотрим следующие типы межличностных коммуникаций:
- официальные (статусно-ролевые, закрепленные нормативной документацией в административно-должностной структуре) и неформальные (складываются на основании собственных предпочтений и не зависят от административных прав);
- деловые (связаны с рабочими моментами) и личностные (обусловлены собственными симпатиями и антипатиями);
- эмоциональные (связаны с чувственным восприятием окружающих) и рациональные (основаны на расчете и разуме);
- иерархические (отношения руководства и подчиненных) и равноправные (общение независимых личностей, коллег).
В вышеуказанных типах акценты расставлены на коммуникативно-ролевых действиях. Данный подход позволяет планировать свои доводы и разработать прогнозы ответов оппонента.