Истинные и мнимые потребности человека
Современный человек привык к комфорту. У каждого понятия о комфортной жизни разные: это могут быть просто вкусный обед и теплая постель, или завтрак возле собственного бассейна и кровать под куполом, открывающим обзор на звездное небо. Однако, не все потребности считаются подлинными. В психологии различаются истинные потребности человека и мнимые. Что такое потребность, и какие потребности признаются разумными? Потребность – это нужда, переживаемая и осознаваемая человеком в необходимости поддержания функций тела и развития его личности.
Что такое истинные и ложные потребности?
Классификаций может быть несколько.
- Биологические – это физические потребности, необходимые для выживания (утоление голода и жажды, обеспечение безопасности, сон, продолжение рода).
- Социальные – это потребности, определенные обществом, к которому человек принадлежит (семья, творчество, дружба, общение, любовь, забота о других).
- Культурные или духовные – связаны с познанием себя и своей роли в мире (самопознание и самовыражение, поиск смысла самой жизни).
Потребности разделяют на подлинные и мнимые. Истинные потребности — это помогающие человеку развиваться, открывающие его лучшие стороны: стремление к прекрасному, знаниям, желание творить добрые дела и созидать. Ложные (мнимые) потребности – те, что в результате ведут к деградации личности, несут вред окружающему миру и другим людям.
Мнимые потребности
Главным критерием мнимой потребности является ее бесполезность. Ее удовлетворение приводит только к трате человеком личных ресурсов (денег, энергии, времени, здоровья), зачастую приносит откровенный вред. Такие потребности всегда навязаны, они не несут истинной ценности и являются целью маркетинговых стратегий общества, основанного на потреблении. Рассмотрим несколько примеров мнимых потребностей:
- мода – заставляет людей каждый сезон покупать новую одежду, хотя предыдущая еще не износилась;
- современная техника и электроника – большая часть населения пользуется лишь 10% возможностей смартфона, но покупают разрекламированные модели с ненужными функциями;
- употребление алкоголя как способ отдыха – на самом деле алкоголь отравляет организм и наносит существенный вред здоровью.
Мнимые потребности умело используются для навязывания людям покупок, в которых совершенно нет необходимости. Каждый из нас, хоть раз в жизни попадал под влияние маркетинга, и тратил в супермаркете сумму, вдвое большую запланированной.