Какие факторы влияют на формирование мировоззрения? Их можно разделить на два основных вида – внутренние и внешние
Человек воспринимает реальность через собственные ощущения, пропуская их как через призму - через созданную систему ценностей. То есть – через свое мировоззрение, которое формируется с детства, и со временем может меняться под воздействием различных факторов. Какие факторы влияют на формирование мировоззрения? Лучше всего рассмотреть этот процесс поэтапно.
Формирование мировоззрения человека – основные этапы
Источники формирования мировоззрения в каждом возрасте – свои. Основные этапы развития индивида с указанием этих источников:
- Детство, дошкольный период. Ребенок получает навыки общения, набирается знаний от родителей, родственников, воспитателей. Происходит формирование основ характера.
- С 6-7-летнего возраста объем знаний ребенка значительно увеличивается. Родители отдаляются, пребывание в школе среди сверстников учит самостоятельному мышлению и восприятию. Но роль «значимых» взрослых превалирует.
- Примерно к 15 годам ребенок имеет определенный багаж знаний и представлений о жизни. Умеет анализировать ситуации, воспринимает понятия зла и добра. Начинается поиск себя.
- В 18-23 года – этап выбора жизненного пути. Уже сформировано мировоззрение. Теперь изменения в нем будут происходить в связи со знаковыми событиями.
Что воздействует на формирование мировоззрения
Факторы, влияющие на формирование мировоззрения, делят на внешние и внутренние.*
Внешние факторы, влияющие на мировоззрение:
- Семья. Способ воспитания. Ребенок неосознанно принимает семейные традиции такими, какими видит в своем окружении. Он впитывает нормы поведения от родителей, у него закладываются понятия о добре и зле. Во взрослой жизни он наверняка станет реализовывать подобные взаимоотношения в своем близком окружении. Если семья дает полноценную, богатую впечатлениями и знаниями жизнь, если в ней царят доброжелательные отношения – человек всегда будет стремиться к самосовершенствованию. Если применяется излишне строгие методы воспитания – это порождает страх, не дающий личности полноценно проявлять себя в жизни.
- Окружение. Это друзья, коллеги, знакомые, приятели. Успешное окружение служит толчком для появления новых целей, тяги к увеличению знаний, расширению кругозора, улучшению качества жизни. В компании с людьми, не имеющими стремления к нормальным жизненным условиям или совсем «опустившимися», человек часто теряет интерес к жизни, пропадает тяга к личностному росту.
- Авторитеты. В их числе – родители, учителя, кумиры, друзья. Они являются духовным ориентиром для формирования личности.
- Образование. Получая всевозможные знания, в том числе и научные, в процессе жизни, индивид учится их систематизировать, делать выводы. Важны не только теоретические познания, но и полученные опытным путем – это усваивается лучше.
- Религия. Ощутимо влияет на формирование мышления, учит смирению и терпению.
- Страна, в которой человек родился и живет. Национальная культура влияет на убеждения.
- Средства массовой информации, Интернет, соцсети. Большой объем знаний, поступающий через СМИ – это то, что влияет на мировоззрение большинства населения. Здесь важно уметь отфильтровывать полезную информацию.
Какие внутренние факторы влияют на мировоззрение:
- Опыт. Получение информации опытным путем является основанием для создания системы ценностей.
- Эмоции. Позитивные чувства помогают реализации планов. Негативные эмоции, порожденные моральными травмами, мешают развитию.
- Характер. Определенные черты характера (вера, склонность к самоанализу, упорство) расширяют мировоззрение, помогают найти формы развития – как собственного, так и общества в целом.