Манеры – это слово с несколькими значениями, о которых следует узнать подробнее
Манера – это слово с несколькими разноплановыми значениями. Его могут использовать в разных ситуациях, но в основном применяют по отношению к человеку. Тут слово имеет два основных значения. Рассмотрим их внимательнее.
Манера общения
Часто мы слышим такое словосочетание, как манера общения. Что оно значит? Определение подразумевает ряд особенностей и характеристик, свойственных взаимодействию конкретной личности с окружающими людьми, конкретным собеседником. Манера общения определяется тремя факторами:
- тон. Это своеобразная мелодия речи, ее краски. И разговаривают все по-разному. Кто-то использует преимущественно спокойный тон, другой предпочитает более эмоциональное произношение. Этот фактор во многом определяет особенности общения;
- поведение. Его у разных людей можно охарактеризовать, как раскованное, сдержанное, уверенное, беспокойное и т.д.;
- дистанция по отношению к собеседнику. Она может быть интимной, личной, социальной, публичной.
Учитывая перечисленные факторы, удается понять, какие бывают манеры общения: доброжелательные, шутливые, уважительные и т.д.
Следует отметить, что, говоря про манеру общения, мы имеем ввиду устойчивые особенности взаимодействия человека с окружающими или одним собеседником. То есть, определенные тон, поведение и дистанция во время разговора у конкретной личности зачастую будут неизменными. Хотя, многое зависит от ситуации.
Также стоит обозначить, что манера общения напрямую связана с его стилем, характеризующимся индивидуально-типологическими особенностями взаимодействия между людьми. Основу стиля общения человека формируют личные нравственно-этические установки и оценка социально-этических установок окружающих.
Если говорить о разновидностях стилей общения, то самыми распространенными считаются:
- дружеский;
- заигрывающий;
- дистанционный;
- подавляющий;
- деловой.
Теперь мы знаем, что манера общения – это многосоставной образ. Он складывается из тембра голоса, умения выражать свои мысли, мимики, жестикуляции и других компонентов. И стоит обозначить, что данный образ у каждого свой. Он способен многое рассказать о человеке. Для формирования представления о конкретной личности собеседнику бывает достаточно 10 минут общения.
И еще несколько слов о том, какие бывают манеры общения. Рассмотрим классическое, наиболее простое разделение – на хорошие и плохие. К хорошим относят: правильно поставленную речь, вежливость, умение слушать, учтивость. Плохая манера общения – это постоянные рассказы о себе, нецензурные слова, использование слов-паразитов, повышенный тон, пренебрежение. Также к ней относят привычку человека перебивать собеседника, не позволяя завершить мысль.
Конечно, приятнее общаться с людьми, которые знают, как это делать. Тех, в чьей речи проявляются плохие манеры, хочется быстрее перестать слушать. Но, если человек осознает свои недостатки, проявит желание устранить их, приложив усилия, сможет это сделать и повысит уровень качества коммуникации. Тогда изменится и отношение окружающих к нему. Он сможет стать приятным собеседником.
Что такое манера поведения
Если говорить о поведении, то в данном случае манеры – это более обширное понятие. Оно включает в себя довольно много составляющих, по которым удается определить, насколько вежливый, тактичный, внимательный, воспитанный, культурный человек находится перед нами.
В целом, о манере поведения говорят, что это поведение, которое вырабатывалось со временем, имеет определенные качественные характеристики. Оно также может быть хорошим и плохим. При чем, регулирует данный момент этикет. Он подразумевает уважительное отношение к людям, учтивое обращение с представительницами прекрасной половины человечества, почитание старших. Также этикет определяет правила общения, много других моментов.
Если человек воспитанный, он будет демонстрировать хорошие манеры, и это:
- вежливость;
- обходительность;
- доброжелательность;
- заботливость;
- порядочность;
- тактичность;
- предусмотрительность;
- скромность;
- сдержанность;
- культурное общение;
- пунктуальность;
- аккуратность;
- опрятность;
- точность;
- уважение к окружающим;
- умение выражать благодарность и т.д.
С таким человеком всегда приятно коммуницировать. Он будет хорошим собеседником, другом, партнером.
Что касается обретения хороших манер, то следует обозначить, что значительное влияние на данный момент оказывает воспитание человека. Именно родители с детства вкладывают нам основы этикета, прививают вежливость, другие положительные качества. Хотя, будучи во взрослом возрасте, имея желание, также можно измениться в лучшую сторону. Но не все этого хотят. А многие даже не понимают, что им свойственна плохая манера, например:
- привычка громко говорить;
- использование нецензурной лексики;
- развязность в жестикуляции;
- грубость;
- недоброжелательность к окружающим;
- бестактность;
- неряшливый вид;
- эмоциональная несдержанность;
- невнимательность к речи собеседника;
- навязывание собственного мнения;
- использование унизительных прозвищ и т.д.
Обычно люди, которым свойственны перечисленные особенности поведения, не понимают, что такое хорошие манеры, не предполагают, что могут вести себя как-то не так. Даже если окружающие делают им замечания, все они пропускаются «мимо ушей», а иногда вызывают встречное негодование или агрессию.
Несмотря на это, любой человек может измениться, если того пожелает, например, после какого-то неприятного для него случая. Но избавиться от привычек, формировавшихся годами, будет не так просто, как могло показаться. И все же, при желании положительного результата добиться вполне реально, кардинально изменив свой стиль взаимодействия с окружающими, сняв негативную маску, став приятным собеседником и хорошим другом.
Теперь мы знаем, что такое манеры в общении с собеседником и поведении, какими они бывают, в чем проявляются.