Межличностная коммуникация – классификация по разным признакам, функциональные особенности
Для успешного построения карьеры, связи с друзьями и знакомыми, формирования отношений с представителями противоположного пола – далеко не последнюю роль играет межличностная коммуникация. Грамотное общение с оппонентом, спокойное взаимодействие и восприятие, доброжелательное воздействие на его мнение могут кардинально изменить ситуацию, позволяют быстро и без усилий добиться своей цели.
Что такое коммуникация, ее виды
Под коммуникацией понимают общение людей с целью обмена информацией – это могут быть идеи, мысли, ощущения. Межличностный контакт – это взаимодействие коммуникантов, у которого имеется целый ряд характерных особенностей. Для того чтобы понять специфику межличностной коммуникации, следует разобраться в видах коммуникативного взаимодействия. Различают такие виды коммуникаций:
- Массовая. Это распространение сведений различного характера посредством телевидения, радиовещания, кинофильмов, прочих информационных каналов.
- Групповая. Это взаимодействие между людьми внутри группы (обычно – до 20 индивидов). Цель общения в такой группе – совместное решение определенных задач, избавление от проблем совместными усилиями.
- Межличностная коммуникация – это обмен информацией между людьми, цель которого – налаживание взаимопонимания.
Структура межличностного взаимодействия
В психологии сущность межличностной коммуникации классифицируется по разным признакам. Так, структура межличностного взаимодействия, предложенная Г. М. Андреевой, предполагает наличие трех взаимосвязанных сторон:
- коммуникативная – процесс обмена между партнерами информацией в виде устных сообщений, мнений;
- перцептивная – заключается в формировании отношений личного уровня – когда собеседники воспринимают слова и эмоции, понимают друг друга;
- интерактивная – коммуниканты производят обмен действиями, к примеру: в ответ на просьбу – отказ или согласие.
Е. П. Ильиным предложена другая классификация способов общения как межличностного взаимодействия. Это следующие типы отношений:
- официальные (в административно-должностной, управленческой структуре) и неофициальные (спонтанные, возникающие по инициативе личностей);
- деловые (между исполнителями определенных функций – внутри группы или организации) и личные (между отдельными индивидами, основаны на испытываемых чувствах – симпатии или антипатии);
- рациональные (строятся разумно и гармонично, рассчитаны на получение планируемой пользы) и эмоциональные (характеризуются восприятием партнеров на уровне чувств – тревога, обида, неуверенность);
- иерархические (вертикаль начальник и подчиненные) и равноправные (партнеры – не зависящие личности на равных условиях).
При характеристике межличностного общения обязательно учитываются используемые средства. Они могут быть двух видов:
- Невербальные. Это мимика, жесты, выражение лица. Они передают нюансы отношения человека к окружающему миру и к партнеру.
- Вербальные. Это речь, выступающая в многообразии стилистических разновидностей. Это могут быть всевозможные стили и жанры разговора, литературный или разговорный язык.
Функции межличностной коммуникации
Анализ способов межличностного общения позволяет определить социальную роль взаимодействия личностей в обществе. По мнению большинства ученых можно назвать основными такие функции межличностной коммуникации:
- Информационная. В данном случае коммуникация выполняет посредническую роль между партнерами, обменивающимися знаниями. Коммуниканты информируют друг друга, сообщая свое мнение, предлагая пути решения проблемы, давая новые сведения. Целью может быть решение совместной задачи или просто общение индивидов для поддержания отношений.
- Социальная. Предназначение – формирование мнения, реакции на происходящие события. Играет значимую роль для развития культурного мировоззрения и социальных навыков. Общаясь, члены общества взаимодействуют для достижения каких-либо общих целей, повышая свой культурный уровень.
- Экспрессивная. Это важная часть коммуникационного процесса, позволяющая оппонентам понять эмоциональное состояние друг друга. При этом задействуются не только вербальные средства (объяснения, представление личности, высказывания), но и невербальные (улыбка, приветливый или наоборот - неприветливый взгляд). Это дает возможность быстро установить контакт или продемонстрировать нежелание поддерживать длительное общение. Особенно важна эта функция для людей творческих, которые создают произведения, ориентируясь на свои ощущения – для того, чтобы их прочувствовали и оценили другие люди.
- Прагматическая. С помощью этой функции удается координировать совместные действия партнеров, удерживая их в регламентных рамках, нормах определенных поведенческих правил. Функция призвана побуждать человека к деятельности или напротив – запрещать какие-то действия. Это важно, так как любая совместная деятельность должна находиться под контролем и подлежит корреляции при общем согласии.
- Интерпретативная. Ее назначение – понять намерения и настроение партнера, сориентироваться в его системе ценностей и выявить ее соответствие со своей. Часто применяется при передаче мнений и суждений, определенных методов оценки, деятельности.
Функции межличностного общения неразрывно связаны и используются в разных сочетаниях, зависящих от уровня взаимодействия. Различают такие уровни коммуникаций:
- Социально-ролевой. На этом уровне контактируют (часто анонимно) личности, выполняющие определенную социальную роль, осведомленные о нормах и правилах поведения в данной среде.
- Деловой. Актуален для сотрудничества партнеров, повышения эффективности выполнения совместных проектов. Здесь происходит оценка возможностей, деловых качеств оппонента.
- Интимно-личностный. Общение для удовлетворения своих личных потребностей – для ощущения сочувствия, понимания, поддержки, доверия.
Именно при взаимодействии посредством общения в диалоге люди могут прийти к пониманию, оценивая политические, эстетические, деловые, любые другие качества партнера.