Межличностный конфликт – определение, функции и способы поведения в конфликте
Межличностный конфликт определяется как один из самых распространенных типов конфронтации личностей. Это противостояние сторон, которые пытаются отстоять свою точку зрения, касающуюся разных сфер жизни - политической, экономической, социальной, любой другой.
Чем характеризуются межличностные конфликты
Определение межличностного конфликта предполагает открытую конфронтацию субъектов (это – участники проблемной ситуации), имеющих разные мнения по поводу какого-либо объекта (это – предмет спора).
Любая ситуация такого вида характеризуется рядом особенностей:
- участниками являются не менее двух индивидов;
- конфронтация развивается открыто, в реальном времени;
- взаимодействие сторон нарушается из-за отличающихся мнений по поводу определенной ситуации, интересов разных групп и объединений;
- каждая сторона действует в ущерб оппоненту;
- победа одной из сторон проблему не решит, разрешить ее может только компромисс, на который согласятся обе стороны.
Функции конфликта
Каждый конфликт несет в себе конструктивное начало. Он обостряет проблему, помогая выявить ее суть, заставляет искать решение, удовлетворяющее оппонентов. Конструктивные функции конфликтных ситуаций могут быть следующими:
- устранение проблемы, породившей противоречие;
- стремление личностей к развитию;
- снижение эмоционального накала между сторонами;
- повышение уровня авторитета;
- объединение участников для решения противоречий;
- изменение поведения участников.
К отрицательным сторонам конфликта относятся факторы:
- ухудшение или полное разрушение отношений;
- формирование или усиление неприязненного отношения участников друг к другу;
- отрицательное воздействие на психику и общее состояние оппонентов;
- негативный результат общей деятельности.
Стили поведения в конфликте
Перед тем, как возникает межличностный конфликт, обычно бывает латентный период, когда субъекты начинают понимать суть проблемы, являющейся объектом противоречий. Если кто-то из участников уступит – ситуация разрешается сама собой. Если нет – начинается открытый период конфронтации.
Различают такие стили поведения в межличностном конфликте:
- Уклонение. Участник ситуации уходит от проблемы, при этом не давая комментариев по поводу возникшей проблемы. Активный период прекращается, но сама проблема может остаться, недовольство всех сторон может нарастать.
- Сглаживание. Одна из сторон пытается снизить эмоциональное напряжение, указывая на негативные аспекты возникшей ситуации. Проблемы это не решает, обострение отношений в коллективе или между оппонентами может начаться в любой момент.
- Компромисс. Каждый из участников идет на какие-либо уступки. Это выгодный для всех способ погашений конфликтной ситуации.
- Принуждение. Одна из сторон подавляет другую. Подчинение в конфликте – это вариант рабочей ситуации «начальник-подчиненный». Проблема не решается.
- Сотрудничество. Лучший вариант из всех возможных, но реализовать его обычно трудно. Участники выбирают решение, которое полностью удовлетворяет всех.
- Ассертивное поведение. В данном случае субъект находит решение, при котором он не отступает от своих позиций, но и не ущемляет интересы противника.
Послеконфликтный период может принести полную нормализацию отношений между противниками – если они преодолели неприязнь и пришли к взаимопониманию. Возможна также частичная нормализация ситуации. В противном случае спор может возобновиться в любой момент.