Что такое мнемотехника с психологической точки зрения, основные правила запоминания и их эффективность
Человеческая память – уникальная вещь. Она может хранить в себе огромное количество информации и использовать ее в любой необходимый момент. Память изучали на протяжении многих столетий ученые, а также психологи, стараясь понять принципы ее работы и усовершенствовать ее способности. Таким образом были созданы мнемологические приемы, больше о которых вы узнаете далее.
Что такое мнемотехника?
Мнемологические техники или мнемологические стратегии – это методы улучшения памяти, относящиеся к выбранным и преднамеренным процессам, используемым людьми для восстановления старых воспоминаний.
Такие процессы основаны на репликах, которые активируют ранее существовавшие ассоциации в ассоциативной сети долговременной памяти, так что один элемент автоматически приводит к следующему.
Сама мнемотехника, основанная на процессах поддержки памяти, является довольно древним искусством, первые упоминания которого относятся к временам Древней Греции. Сейчас она активно изучается специалистами и используется в повседневной жизни.
Мнемотехника – это в психологии довольно эффективный инструмент запоминания. Различные приемы могут быть отнесены к определенному подразделу мысленных образов, так как они основаны на его свойствах. Принцип заключается в том, чтобы каждый раз создавать связь между абстрактной и конкретной информацией:
- абстрактная является новой. Ее запоминание затруднено, так как она существует невербально;
- конкретная запоминается в двоякокодированной форме, как словесно, так и образно, процессуально или эпизодически.
Часть силы мнемоники заключается в использовании интерактивных и динамических изображений. Мнемотехника улучшает память, используя ее естественные процессы, такие как визуальные образы, организация и подробное кодирование.
Принципы и приемы мнемотехники
Мнемоника – это в психологии методы запоминания, которые очень эффективны для запоминания чисел, имен, списков. Основной принцип, позволяющий улучшить память, предусматривает собой ассоциации. Это лежит в основе различных техник и мнемонических приемов. Он предусматривает собой связывание того, что вы хотите запомнить, с тем, что уже известно. Например, подобным методом ассоциации является помещение идей в контекст или связывание идей.
Существует еще множество эффективных и результативных приемов мнемотехники, про которые стоит указать. Среди них:
- метод дворца памяти. Дворец памяти представляет собой процесс, состоящий из ассоциации известных мест с объектами, которые необходимо запомнить. Мы представляем себе маршрут повседневной жизни и связываем объект для изучения с каждым местом. Сам метод основан на операции ассоциации памяти;
- эвристическая карта – это диаграмма, связывающая информацию вокруг центральной темы. Ее можно использовать практически для любой мыслительной или учебной задачи, от изучения предмета до планирования своей карьеры или даже формирования хороших привычек. Такой мнемологический прием в психологии, по сути, является графическим инструментом, который может содержать слова, изображения, числа и цвета. Эвристическая карта связывает и группирует концепции через естественные ассоциации;
- метафора и аналогия. Метафора – это в основном неявное сравнение, связывающее два разных объекта или вещи. Метафоры наиболее эффективно используют, когда вы соединяете неясную или сложную тему с чем-то другим, что облегчает понимание первой. Подобно метафоре, аналогия утверждает, то существует связь между двумя разными вещами, однако аналогия подразумевает, что на самом деле между этими двумя вещами существует различие, тогда как метафора трактует их как одно и то же.
Приемы мнемотехники в психологии являются довольно эффективными, благодаря чему они так часто используются в повседневной жизни.
Проблемы
Мнемотехника полезна для целенаправленного и конкретного использования, но она только косвенно способствует обучению и пониманию. Большой знак вопроса о таких стратегиях заключается в том, что усилия, необходимые для создания определенных ключевых слов, могут быть не самым эффективным использованием времени.
Кажется, что мнемологические приемы следует использовать для особых ситуаций. Они относятся к содержанию, представляющему естественную трудность для запоминания из-за его сложности или характера, который делает его более восприимчивым к путанице. Объект знания, подлежащий запоминанию, должен быть адаптирован к использованию мнемологических приемов запоминания в психологии. А сама реализация может также потребовать разработки ключевых слов и мысленных способов. Но важно указать, что некоторые недостатки мнемотехники можно устранить, комбинируя их с другими стратегиями обучения, такими как практика припоминания и интервалы.