Низкая самооценка у детей и подростков: особенности, причины
Низкая самооценка, возникающая в детском и подростковом возрасте, часто приводит к развитию комплексов и серьезных проблем психологического характера. Каковы же причины столь негативного явления?
Особенности самооценки в подростковом возрасте
Под понятием самооценки следует понимать отдельный компонент самосознания, который наряду со многими другими факторами включает оценку человеком собственных характеристик (физических и нравственных), а также поступков и способностей.
Не смотря на то, что многие ученые говорят о детской самооценке, большинство исследователей склоняется ко мнению, что способность человека анализировать самого себя формируется лишь к моменту вхождения его в пубертатный период.
Говоря о свойствах самооценки в подростковом возрасте, важно отметить, что она неустойчива, подвержена внешним факторам и носит ситуативный характер. Известный психолог Рубинштейн, описывая процесс становления самооценки, говорит о прохождении ею нескольких ступеней – от наивного неведения до резкой самокритичности.
Причины низкой самооценки у детей и подростков
Заниженная самооценка – явление негативное, но, к сожалению, весьма распространенное. Часто оно приводит к проблемам с адаптацией ребенка и тинейджера в социуме, становится препятствием в ходе межличностного общения, а в особо запущенных случаях ведет к развитию комплекса неполноценности.
По мнению экспертов, заниженная самооценка формируется под влиянием наследственности, окружения и воспитания. Если ребенка постоянно критиковать, обвинять во всех смертных грехах, подвергать насмешкам за любую неудачу, если сравнивать его с другими, дескать, «Вот Маша молодец, какая красивая девочка, а ты посмотри на эти свои космы, разве это волосы?», тут не то, что комплекс неполноценности появится, тут и до серьезного психического расстройства недалеко.
Как повысить самооценку?
Известный ученый Л. Бассет разработал ряд рекомендаций по повышению самооценки еще в конце прошлого века.
- Смотрите на жизнь позитивнее. Говорите сами с собой, но ведите диалог в положительном ключе, а если вдруг появится негативная мысль, старайтесь как можно скорее переключиться на что-то другое.
- Относитесь к окружающим, как они того заслуживают. Не приуменьшайте заслуг, не преувеличивайте недостатки. В каждом человеке есть что-то хорошее, старайтесь его отыскать.
- Научитесь уважать себя. Найдите и запишите на листочек все свои достоинства. Будьте уверены: они у вас обязательно есть!
- Постарайтесь избавиться от качеств, которые вам в себе не нравятся. Регулярно смотрите в зеркало с вопросом «Есть ли во мне что-то такое, что следует изменить?». Если ответ утвердителен, приступайте к изменениям немедленно.
- Принимайте решения самостоятельно. Знайте, что любое из этих решений можно объяснить.
- Окружите себя тем, что вызывает приятные эмоции и положительно на вас воздействует. Помните, что у вас есть право на маленькие слабости.
- Рискуйте! Доля разумного риска научит вас нести ответственность за свои действия и подарит чувство уверенности в себе.
- Поверьте во что-то: в высшую сущность, в обстоятельства, в человека, в чудо, в конце концов! Вера в то, что в этом мире есть что-то, более значимое, чем вы, поможет в поиске выхода из сложной ситуации.