Подсознание, сознание и сверхсознание – чем отличаются эти понятия?
В современной психологии отмечают, что деятельность каждого человека осуществляется и развивается, основываясь на трёх уровнях, это подсознание, сознание, сверхсознание. О существовании первых двух наслышаны все, но есть и уникальное третье, требующее особенного развития. Давайте рассмотрим, что представляет собой каждый уровень, и чем отличается от других.
Раскрываем суть понятий
Что касается сферы сознания, то сюда относятся знания человека, полученные и передаваемые другим (например, с помощью речи). Подсознательная сфера включает то, что некогда было осознаваемым либо же при конкретных условиях (конфликтах и т.п.) способное стать осознаваемым. В подсознании «спрятаны» все глубоко усвоенные и доведенные до автоматизма навыки, сюда же относится интуиция (возникшая на основании накопленного опыта, а не новой информации). Интересно, что, когда взрослые люди воздействуют именно на подсознание ребёнка, им удаётся достичь огромного эффекта в формировании его личности.
Чем отличается сверхсознание?
Отдельно отметим работу сверхсознания (в философии творческой интуиции), и тут важно, что речь идёт о проявлении развития творческими аспектами, не контролируемыми сознанием и волей. То есть так можно назвать эмоциональную активность человеческой психики, неосознанную, но усиливающуюся для решения творческих и жизненно важных задач. Проявляется сверхсознание на итоговой линии какими-либо творческими аспектами, догадками и гипотезами, часто с формированием абсолютно новых мировоззрений, в инсайтах, в виде кардинально иных философских норм, которые уже готовыми в определенный момент психика отправляет сознанию.
Развитие сверхсознания
Этот уровень не поддается полному изучению. Суть в том, что нам удается наблюдать не процесс развития, а конечный итог неосознаваемо развившейся деятельности. Сверхсознание не подчиняется влиянию внешних факторов и не переходит на уровень осознанности. Несмотря на столько вопросов, учёные очертили путь к сверхсознанию:
- Детская игра. Она помогает мозгу, ещё не занятому социально престижными целями, развиться, активно решая бескорыстно-творческие задания. Она питает деятельность сверхсознания ребёнка, толкает фантазировать (представляя себя творцом, первооткрывателем и т.п.), мотивирует поглощать знания и активно развиваться далее.
- Смена игровой мотивации жизненно важными вещами. Тут уже добавляются знания, азарт, эмоциональная значимость некоторых аспектов, уменьшение критического восприятия мира.