Что такое творчество и творческая деятельность с психологической точки зрения, подробнее о развитии и влиянии
О творческих способностях человека мы можем слышать с разных ракурсов практически регулярно. Творчество – это одна из тех вещей, которые мы понимаем, но дать точное определение не можем. Легко назвать множество творческих личностей, включая Леонардо Да Винчи, Стива Джобса, Альберта Эйнштейна, а также плодов такого творчества (картины, изобретения, новый способ постижения мира). Но понять, что это такое, весьма трудно.
Творчество: определение
Перед тем, как приступить к определению, важно указать, что интерес к творчеству возник только в последние 60-80 лет. Во многих давних культурах до этого периода идеи или изобретения, приписываемые отдельному человеку, назывались «открытиями». Даже произведения искусства считались отражением природы, а не формой творения.
Творчество – это определение, характеризующее способность выходить за рамки традиционных способов мышления или действия и разрабатывать новые идеи, методы, объекты.*
В Средние века творческие идеи рассматривались как божественное вдохновение, источником которого является исключительно Бог. В эпоху Просвещения началось признание ответственности отдельных лиц, хотя оно все еще ограничивалось воображением и интеллектом. И только в 20-годах прошлого столетия появилась концепция творчества благодаря развитию психологии как науки.
Творчество, или креативность, лежит в основе современного общества. Это больше, чем навык, это уникальный образ жизни. Это также способ заявить о способности адаптироваться к изменениям, проецировать себя, предлагать инновационные и креативные идеи.
Долго ученые думали над тем, творчество, что это: дар, навык, способность? Сейчас можно выделить несколько важных значений:
- это способность, сила, создаваемая человеком, воображение и достижение нового;
- способность находить новое, оригинальное решение.
Креативность – способность каждого или группы воображать, предлагать и реализовывать новые идеи, чтобы реагировать на исходную проблему и адаптироваться к контексту.
Творчество с точки зрения психологии
Исследования в области когнитивной науки показывают, что мозгу нравятся обычные, повторяющиеся и обыденные вещи. Его цель, прежде всего, предложить нам быстрые и эффективные решения повседневной ситуации. И здесь работает креативность. Творчество – это простыми словами реакция мозга. Он склонен использовать накопившиеся знания в виде хорошо упорядоченной сети с логическими связями между словами, изображениями, звуками, понятиями.
Демонстрация творческих способностей требует от мозга создания новых, более гибких связей между сохраненными элементами: это называется гибкостью ума. Такая гибкость требует усилий от мозга, и чем более гибкими будут связи, тем больше мы сможем создавать инновационных, необычных и интересных идей.
Иметь повышенную умственную гибкость и, следовательно, более развитую креативность – настоящий навык.
Определение слова «творчество» относится к способности человека генерировать новые концепции, идеи, что обычно приводит к появлению оригинальных решений.
Творческий потенциал у детей
Развитие творческих способностей у детей очень важно для их всестороннего развития. Креативность является ключевым элементом независимости в образе мышления, ассимилировании ситуации. Хотя верно то, что творческий потенциал необходим в любом возрасте, его следует стимулировать с раннего возраста. В детстве поощряются и развиваются все навыки.
Творчество – что это такое? Благодаря творчеству дети также могут решать проблемы, часто без помощи родителей, что создает независимость. Они становятся более продуктивными и без проблем общаются со сверстниками.
Творчество способствует развитию ребенка во многих отношениях:
- позволяет укрепить идентичность, когда ребенок осмеливается заявить о себе, проявляя оригинальность в играх и в повседневной жизни;
- влияет на самооценку во время занятий рекреационной, артистической или культурной деятельностью;
- поощряет поиск оригинальных идей и решений;
- способствует развитию концентрации, уверенности в себе и самостоятельности;
- творчество в психологии – это определение, связанное со способностями, которые облегчают выражение эмоций и детей;
- учит воспринимать вещи с новых сторон и открывать для себя окружающее с разных точек зрения;
- поощряет дух инициативы, критическое мышление, умение делать выбор и принимать его, межличностные навыки и уважение, открытость к искусству.
Творческое мышление – мост к критическому и рефлексивному мышлению, позволяющее каждому ребенку обрести голос и понять свои эмоции.
Как развить творческие способности у детей?
Воображение – одно из величайших сокровищ детства. Содействие развитию детского воображения имеет для них важное значение, поскольку термин «творчество» относится к психологическому аспекту самовыражения, развитию абстрактного мышления. Хотя все дети творческие, есть способы стимулировать эту способность, чтобы она оставалась и развивалась:
- Создайте вдохновляющее пространство.
- Выделите время для игры.
- Продвигайте свободу выражения мнений.
- Старайтесь вместе говорить о реальных проблемах, искать их возможное решение. Так понемногу мы учимся применять креативность в реальной жизни, что пригодится в будущем.
- Дайте ребенку свободу в его играх.
- Не смейтесь над новыми идеями.
Необязательно быть психологом, чтобы понять, что значит творчество, но нужно уделить немало внимания, чтобы стимулировать развитие творческих идей у детей.
Дети – настоящие дивергентные мыслители с врожденной способностью генерировать творческие идеи свободно, щедро и не ограничиваясь собственной самокритикой.
Два фактора являются основными причинами потери творческих способностей у детей: биологический и образовательный. Первая причина заключается в функционировании человеческого мозга. По мере взросления, наша лобная кора эволюционирует и становится более «рациональной». Одним из негативных побочных эффектов является то, что мы начинаем терять способность мыслить дивергентно.