Периодизация возрастного развития по Л.С. Выготскому
Научно обоснованное разделение уровней психического развития на отдельные периоды отражает закономерности развития процесса, а также описывает качественные особенности каждого временного интервала, определяет связь между функциями и процессами в психике, устанавливает точную последовательность этапов развития.
Основы периодизации по Выготскому
Возрастная периодизация по Выготскому, базой для выделения конкретных периодов развития теории является психологический возраст ребенка, это дает основание для построения теории периодизации на двух критериях:
- структурном - возникающем в конкретном периоде впервые, и определяющем сознание ребенка, его отношение к окружению;
- динамическом - закономерном чередовании стабильных и критических периодов.
Как утверждает Выготский, периодизация возрастного развития имеет следующие показатели психического развития:
- изменение структуры сознания;
- формирование возрастных новообразований психики;
- формирование ВПФ.
При этом, основные подходы к возрастной периодизации позволяют осмыслить понимание кризисных ситуаций в позитивном ключе.
Стабильные и критические периоды по Выготскому
В процессе научного доказательства теории периодизации Выготского, были выделены закономерности чередования литических и критических периодов:
- Кризис новорожденности охватывает младший возраст (2 мес.- 1 год). Наблюдается конфликт между минимальными возможностями общения младенца и его максимальной социальностью.
- Кризис 1 года включает в себя период от года до трех лет, в ходе которого деятельность выражается термином «серьезная игра», или предметно-орудийный период. В то же время ребенок приобретает навыки жестикуляции, речи и ходьбы.
- Кризис 3 лет - дошкольный период от 3 до 7, характеризующийся утверждением поведенческой нормы под девизом «Я сам» - отделение от взрослого, волевая форма поведения.
- Кризис 7 лет приходится на 8-12 лет, т.е. школьный возраст, с утратой детской непосредственности, появления логики чувств, осмысленности переживаний, самооценки.
- Кризис 13 лет совпадает с пубертальным возрастом. К 14-18 годам появляется чувство взрослости, ощущение себя как личности, развивается самосознание.
Это периодизация Выготского кратко, но существует множество трактовок и нюансов, изучение которых позволяет эффективно использовать теорию в психотерапевтической практике.