Подражание – это что такое за феномен в психологии. Объяснение процесса подражания и примеры
С самых ранних стадий психологического развития человек усваивает новые концепции, навыки и аспекты характера, наблюдая и воспроизводя поведение других. Способность и желание подражания – это важный элемент механизмов обучения, особенно это касается маленьких детей. Когда ребенок рождается, его познавательные и рациональные способности практически равны нулю, поэтому он может научиться социальному поведению только путем копирования поведения родителей. Этот процесс напрямую связан с эволюционными процессами. Именно благодаря подражанию поведению животных и других людей нашим предкам удалось выжить и абстрагироваться к переменным условиям окружающей среды.
Подражание с психологической точки зрения
Потребность в подражании согласуется с тем фактом, что люди взаимосвязаны. Если бы не было этой потребности и вытекающего из нее соответствия индивидов формам, нормам и ценностям сообщества, необходимое сотрудничество было бы невозможно.
Подражание – это в психологии процесс сознательного или бессознательного повторения (копирования) поведения, мимики, жестов или слов окружающих.
Имитация действительно является созданием сходства путем приспособления, корректировки и исправления ошибок, которые являются индикаторами интенциональности поведения. Его модели разнообразны: движения, действия и социальные роли. Различные формы подражания подразделяются по двум основным функциям: функция приобретения и социализации.
Важно указать, что недостаточно определить это как сходную реакцию двух разных организмов при одинаковых обстоятельствах. Определение подражания в психологии не позволяет отличить его от случайного воспроизведения сходного поведения. Именно поэтому сюда добавляется перцептивный критерий, предусматривающий собой наблюдение перед демонстрацией. В этом и заключается основная ключевая особенность.
Отдельной подкатегорией считается социальная имитация. На социальном уровне она предусматривает собой социально-психологический процесс воспроизведения и распространения идей в обществе.
Истинное подражание (или обучение путем наблюдения) считается характерным для видов с высокой энцефализацией, поскольку подражание в социальной психологии требует от индивидуума достаточных когнитивных способностей, чтобы представлять действия сородича и устанавливать взаимосвязь между этими действиями и их последствиями.
Причины
Среди возможных причин подражания стоит выделить:
- восхищение. В том случае данный процесс имеет позитивные последствия, так как он помогает нам преодолеть ментальные препятствия;
- неуверенность и низкая самооценка. Когда человеку не хватает уверенности, он обычно повторяет за тем, кем восхищается. В качестве такого примера подражания в психологии можно назвать копирование поведения, стиля одежды любимого актера или исполнителя;
- зависть и конкуренция. В некоторых случаях можно подумать: то, как человек одевается, проводит время, разговаривает, является ключом к желаемому успеху. Однако скопировать личные достижения просто невозможно;
- адаптация к разным культурам. Хорошо повторять некоторые привычки и обычаи других культур, чтобы улучшить качество жизни;
- одержимость – наиболее негативная и психологически опасная причина подражания. Обычно это связано со способом ведения сталкера.
Механизм подражания в социальной инженерии
Механизм подражания в психологии включает в себя сопоставление зрительной (или слуховой) с двигательной системой. Это сопоставление удалось осуществить благодаря системам зеркальных нейронов. Они представляют собой особый класс корковых нейронов, которые активируются при выполнении действия, а также при наблюдении за другим человеком, выполняющим то же действие.
Подражание кажется врожденной способностью человеческого вида, но оно меняется в зависимости от возраста, ситуаций и социальных взаимодействий. Оно повторяется и производится. Хотя на протяжении долгого времени оно считалось второстепенным, незначительным, свидетельствующим о неспособности к автономному поведению.
Лучший пример подражания – это именно младенцы, повторяющие действия своих родителей. Вообще, этот процесс всегда был мощным инструментом обучения. Человеческий мозг активируется различными механизмами, позволяющими нам имитировать действия. Младенцы способны воспроизводить выражения лица, а взрослые люди имитируют базовое поведение.
Спонтанное подражание чувствительно к социальным сигналам, таким как просоциальное поведение, членство в группе, стремление к принадлежности, отношение, конкуренция и уровень эмпатии.
Большая часть нашего поведения имитируется, приобретается с помощью сложных механизмов разума. Такое поведение позволяет нам адаптироваться к окружающей среде и быть социальными существами, частью общества.
Обучение через подражание
Подражание в педагогике – это отличный метод обучения. Он может помочь развить эмпатию или способность чувствовать то, что чувствует другой человек. Потому что, подражая, дети и взрослые учатся реакциям, жестам и действиям определенных вещей, будучи в состоянии связать это с чувствами другого человека. Теория социального обучения известного ученого Альберта Бандуры утверждает, что поведение усваивается из окружающей среды в процессе обучения через наблюдение.
Обработка информации о любых материальных (предметы, лица, жесты) или нематериальных (черты личности, абстрактные понятия, эмоции) стимулах основана на перцептивных, соматосенсорных и двигательных установках.
Мы выяснили, что значит подражание, и определились с тем, что оно напрямую связано с работой зеркальных нейронов. Оно позволяет нам не только выполнять определенные действия после процесса наблюдения и имитации, но и ставить себя на место другого и делать чужие эмоции своими (эмпатия).
Одним из первых примеров подражания является улыбка. Уже с первых месяцев жизни ребенок повторяет этот жест. С возрастом дети уже способны узнавать некоторые лица и даже имитировать определенные жесты. И с каждым периодом эта способность только усиливается.