Детская психология — это часть общей психологии. Особенности принципов детской психологии
Детская психология — это отрасль психологической науки, которая появилась в конце XIX века. Но предпосылки к ее появлению просматриваются еще в работах мыслителей XVI-XVII веков.
Особенности принципов детской психологии
Наука, занимающаяся изучением закономерностей психического развития ребенка, основывающаяся на фактических данных – это детская психология. В результате анализа этих данных, собранных при отслеживании детского поведения на протяжении 17 лет жизни, выводятся закономерности возникновения, становления психических проявлений, выявляются характерные черты каждого возрастного периода, механизмы перехода в группы по годам.
Объект изучения – психические процессы и состояние человека в различных жизненных ситуациях. В первую очередь – это речь и действия, а также жесты, мимика, разговорные интонации.
Учитывая специфичность изучаемого материала, требуются особенные принципы для сбора информации. Во избежание искажения хода психического развития малышей выработаны специальные принципы детской психологии:
- гуманизм (человечность) и педагогический оптимизм - предполагает исследование поведения таким образом, чтобы не оказать негативного воздействия;
- эффективность и научность - внутренний мир ребенка подвергается наблюдению и изучению с позиции детской психологии: применяются специальные знания, понятия науки;
- детерминизм - в основе лежит изучение внешних и внутренних факторов, обуславливающих реакцию ребенка: условия существования в семье, социальное окружение, взаимосвязь со сверстниками;
- развитие психики, сознания в деятельности – психологические изменения происходят во время определенных действий;
- единство сознания и деятельности – взаимность влияния деятельности и сознания человека;
- возрастной индивидуальный и личностный подход – проявление общих законов психического развития индивидуальными поступками, реакцией на окружающую среду;
- комплексность, системность, систематичность – исследование одиночных фактов не дает исчерпывающей характеристики для выводов, требуется комплексный, систематический подход к наблюдению за психическим развитием детей.
Основные задачи детской психологии
Детская психология как наука возникла более сотни лет назад, что обусловливается бурным развитием промышленности, переменами в социальной жизни общества. Появилась необходимость в создании школ нового поколения, в которых требовалось понимать специфичность изменений в поведении детей.
Основными задачами ДП являются такие аспекты:
- описание этапов развития детей;
- особенности процессов обучения и воспитания;
- выявление закономерностей развития на психологическом уровне;
- изучение генезиса функций;
- определение всех условий, влияющих на возрастные изменения психики.
Какие методы применяют при изучении психики детей
Детская психология — это часть общей науки. Психические явления, возникающие в период развития маленького человека, достигают апогея во взрослом возрасте.
Также четко прослеживается связь детской психологии с другими науками. Так, из практики педагогики берут факты, идеи, проблемные вопросы. Также детская психология как наука взаимосвязана с физиологией, гигиеной, анатомией.
Принципы изучения психики ребенка основываются на таких основных методах:
- наблюдение – за поведением в привычной среде;
- опрос – беседа с целью выяснения знаний и отношения к разным событиям;
- эксперимент – изменение внешних условий и отслеживание реакции;
- оценка результата труда – анализ поделок ребенка – рисунков, сочинений, прочего.
Также часто используют тестирование, социометрический метод.