Виды и особенности поведенческих моделей просоциального и асоциального типа
Воспитание личности ориентировано на формирование социально одобряемой или как принято формулировать - просоциальной модели поведения. К сожалению, у определенной части индивидуумов позитивные установки не стабильны или отклоняются от принятых критериев. Эти воспитуемые попадают в категорию лиц с асоциальным, а иногда и девиантным поведением.
Просоциальное поведение
Деятельность личности, направленная на общественное благо, получила название просоциальное поведение. Понятие обширное и многообразное, включающее в себя любые действия, целью которых является благополучие других людей. Диапазон таких поступков очень широк - начиная с доброжелательного отношения к окружающим людям, и заканчивая спасением жизни человека, вплоть до самопожертвования. Разные виды просоциального поведения подразумевают измеряемые затраты личности, оказывающей помощь:
- внимание;
- время;
- труд;
- средства;
- жертвование своими желаниями и планами;
- собственная жизнь.
По мнению психологов, стимулом для подобного поведения становится альтруизм, поскольку изначально действия осуществляются исключительно, по личному убеждению, безвозмездно и без какого-либо принуждения.
Асоциальное поведение
Антисоциальное поведение, примеры которого осуждаются обществом, а иногда и просто шокируют его, подразумевает отрицание принятых обществом ценностей и норм поведения. Отклонения имеют разный характер, поэтому в зависимости от серьезности проявлений, поведение принято классифицировать следующим образом:
- не одобряемое - мелкие шалости, капризы, озорство;
- девиантное - отрицание постулатов нравственности, серьезные проступки;
- делинквентное - на грани преступления;
- преступное - совершение правонарушений, подпадающих под действие закона;
- деструктивное - опасное, разрушительное, имеющее тяжелые последствия.
Асоциальным личностям свойственно искажение понятия социума, участие в деструктивных неформальных объединениях, активное отторжение коллективных норм и ценностей, отрицательное отношение к педагогическим приемам, учебе в целом, любым видам просоциальных практик. Такие индивидуумы имеют ряд дурных привычек, не умеют контролировать свое поведение и адекватно оценивать его. Коррекция асоциального поведения требует затрачивания больших усилий педагогов и воспитателей.