Как осуществляется профилактика заикания у детей? Возможно ли предупредить болезнь?
Профилактика заикания у малышей должна начинаться ещё во время планирования беременности и вестись в нескольких направлениях одновременно. Уберечь детей от этого заболевания взрослые могут, соблюдая определенные правила.
Причины заикания
Не во всех случаях можно точно определить почему в детском возрасте возникает заикание. В зоне риска находятся дети с:
- генетической предрасположенностью;
- слабостью аппарата речи при рождении;
- нарушенным чувством ритма и мимико-артикуляторными движениями;
- органической патологией ЦНС;
- травмами, полученными при внутриутробном развитии или в процессе прохождения родовых путей;
- высокими психологическими нагрузками;
- нарушенным обменом веществ.
Причиной заикания может стать одномоментная психологическая травма. Например, дети часто начинают заикаться от серьезного испуга, повышенного волнения или разлуки с родным человеком.
Кроме того, нарушение речи у детей может проявляться, как осложнение перенесенной тяжелой инфекционной патологии.
Профилактические методы заикания
Профилактические мероприятия, предотвращающие судорожные запинки у малышей, бывают:
- Первичными – предполагают исключение факторов риска. Т. е., ещё вынашивая ребенка, будущая мама должна отказаться от всех вредных привычек и наблюдаться у доктора, следовать всем рекомендациям по образу жизни и терапии сопутствующих патологий. Нужно предотвратить родовые и другие травмы ребенка, которые могут появиться в дальнейшем.
- Вторичными – в этом случае специалисты работают с детишками, входящими в группу риска. У них не наблюдается нарушение речи, но наблюдается предрасположенность к этому. Таким детям необходимо пройти неврологическое, логопедическое и психологическое лечение.
- Третичными. Они направлены на предупреждение прогрессирующей патологии и включают своевременную терапию, реабилитацию малышей и их социальную адаптацию.
Профилактика заикания у детей осуществляется не только узкими специалистами, но и семьей. Родителям нужно:
- создать благоприятную домашнюю обстановку, исключить конфликты и ссоры в семье;
- во время разговора с ребенком не коверкать речь;
- почаще общаться со своим чадом;
- с заикающимися родственниками и людьми с другими нарушениями речи свести общение малыша к минимальному;
- до начала школьного обучения устранить любые речевые нарушения;
- строго придерживаться режима дня и отдыха;
- если семья двуязычная, то до четырех лет обучать одному языку, а в более старшем возрасте второму;
- не допускать эмоциональных и физических перегрузок ребенка.
Также, занятия, предотвращающие развитие нарушений детской речи, рекомендуется дополнить играми и гимнастикой, развивающей произвольные движения, уделяя особое внимание проговариванию слов и голосу. Для этого, можно петь, читать и развивать разговорные навыки. Благодаря данным упражнениям дети начинают чувствовать себя уверенней.