Психология новорожденного ребенка и детей до 1 года: описание
Психология новорожденного ребенка – явление мало изученное по той простой причине, что крохи в столь раннем возрасте сложно поддаются диагностике. О наличии каких-либо проблем свидетельствуют отклонения в поведении малыша от общепринятых стандартов, таблиц, составленных опытными экспертами для контроля над развитием детей на каждом из этапов их жизни.
Если говорить о психологическом развитии, психологии новорожденного как таковой, важно описать два ключевых процесса, неразрывно связанных друг с другом. Это способность устанавливать контакт со взрослыми, а также постепенное развитие самостоятельности, которая приходит на смену полной зависимости от окружающих.
Психологическое развитие детей в неонатальном периоде
Первое выражение социальных потребностей связано с восполнением физиологических потребностей в тепле, еде и питье, в движении и комфорте. Потребность общения появляется на фоне изначального эмоционального обращения к ребенку взрослых, которые его окружают.
Физиологические реакции, выражающиеся в эмоциях, постепенно трансформируются в социально значимые. Так, к примеру, если в первые недели и месяцы жизни плачущий малыш успокаивается, когда его берут на руки, потому что ему приятен тактильный контакт с теплой кожей родителей, то со временем тактильные ощущения отходят на второй план, а требование «на ручки» вызвано скорее эмоциональной составляющей.
Психология детей до 1 года: этапы становления
- К концу 1-го месяца жизни ребенок уже может фокусировать взгляд на лице человека и задерживать его на несколько мгновений, замирать, не двигая ручками и ножками, а также глазками, ртом.
- 2-й мес. – кроха следит за склонившимся над ним лицом, на ласковое к себе обращение проявляет первую положительную эмоцию – улыбку.
- 3-й мес. – появляется т.н. «комплекс оживления»: малыш начинает двигаться, улыбаться, издавать радостные звуки в ответ на сюсюканье с ним, ласковый голос.
- 4-й и 5-й мес. – проявляются первые познавательные эмоции.
- 6-й мес. – возникают реакции на людей. Ребенок учится замечать различия во внешности, узнает близких, проявляет радость и огорчения.
- К 12-ти мес. более разнообразными становятся социальные эмоции, которые появляются как результат освоения действий. Начинается так называемая «социальная игра», кроха старается проявить активность, перенять инициативу. На передний план выходит любознательность как основа познания окружающего мира.