Речевое общение – это взаимодействие людей посредством языка, которое имеет разные виды
Сегодня выделяют два вида общения: речевое (вербальное) и невербальное (происходит без слов, с использованием жестов, мимики, пантомимики и т.д.). Каждый из них играет важную роль в коммуникации людей, помогает максимально четко выразить свои мысли, ощущения, чувства. Но мы рассмотрим детальнее именно вербальное взаимодействие.
Что такое речевое общение
Изучим основные сведения, касающиеся обозначенной темы.
Мы уже знаем, что общение с помощью речи называется вербальным. Теперь есть смысл разобраться с определением. И сразу обозначим – формулировок существует достаточно много. Но несмотря на отличающиеся особенности изложения они имеют одинаковое значение. Поэтому рассмотрим отдельный пример трактовки.
Речевое общение – это мотивированный активный процесс вербального коммуникативного взаимодействия его участников, имеющий мотив, протекающий на основе обратной связи в определенных видах речевой деятельности.
Проще говоря, мы рассматриваем разные виды коммуникации, предусматривающие обязательное использование речи, языка. Их ключевыми признаками является наличие:
- партнеров по коммуникации;
- мотива, побуждающего к взаимодействию;
- ситуации общения.
Если говорить о партнерах по коммуникации, здесь выделяют отправителя речи и получателя речи.
Разновидности речевого взаимодействия
Начнем с основных видов речевого общения. Обозначим, что оно бывает внутренним либо внешне направленным. В первом случае речь идет о мысленном проговаривании определенного текста при подготовке к его изложению в устной или письменной форме. Внешняя речь бывает двух видов:
- устная. Это слышимая речь, которую произносит определенная личность. Она ограничивается пространством и временем, что оказывает влияние на ее характер. В частности, при устной коммуникации партнеры обычно находятся на небольшом расстоянии друг от друга, в зоне хорошей видимости и слышимости. Если говорить о радио- или телевещании, здесь характер взаимодействия меняется, потому как слушатели или телезрители не могут комментировать получаемую информацию, высказывать свое отношение к ней;
- письменная. Такая речь опосредована текстом. Ее содержание оказывается более концентрированным, чем при устном общении. При этом письменной речью называют вербальный процесс, протекающий с применением письменных знаков.
Дополнительно следует отметить, что вербальное общение также классифицируют по смыслу. Оно бывает материальным, когнитивным, кондиционным (эмоциональным), мотивационным, деятельностным. Форму коммуникации определяют с учетом того, какая именно информация передается между партнерами.
Правила вербального взаимодействия
Прежде, чем говорить о правилах речевого общения, обозначим основные его условия. Это наличие у собеседников хотя бы кратковременной общей цели; ожидание того, что коммуникация будет длиться до того момента, пока оба человека не решат ее прекратить. Что касается правил вербальной коммуникации, то к ним относят:
- отсутствие в высказывании лишней информации, способной ввести собеседника в заблуждение;
- максимальная правдивость сведений;
- соответствие высказывания обсуждаемой теме;
- ясность доносимых сведений для собеседника.
Плюс, важно помнить, что культура речевого общения – это не менее важный момент. Она представляет собой тщательный отбор и организацию языковых средств, способствующие наиболее эффективному решению актуальных задач.
Теперь вы знаете, что различают два вида общения – речевое и невербальное, рассмотрели основные особенности вербальной коммуникации.