Как распознать речевой негативизм и избавиться от него
Под понятием «речевой негативизм» подразумевают полный либо частичный отказ ребенка от речи. Чаще всего расстройство наблюдается у детей, страдающих алалией. В таких случаях оно приводит к снижению эффективности коррекционных мероприятий, а иногда и вовсе становится причиной отказа от них.
Специалисты выделяют два типа детского негативизма – активный и пассивный. Активный речевой негативизм – это более легкая форма, проявляющаяся обычно в нежелании ребенка повторять по просьбе взрослых новое слово. Причем, нежелание демонстрируется слишком агрессивно, вплоть до истерик и существенного ухудшения поведения. Малыш начинает усиленно мотать головой, топать ножкой, плакать, и если родители не перестанут настаивать на повторении, со временем положение дел лишь усугубится, станет причиной стойкого отказа от речи.
Особенности и проявления активного негативизма:
- Малыш отказывается выполнять групповые упражнения.
- На занятиях с логопедом он упорно молчит или начинает истерить.
- При попытке сверстников поговорить с ним пускается в драку.
- Проявляет агрессию (дерется, кусается, плюется) в ответ на те действия окружающих, которые ему не нравятся.
Пассивный речевой негативизм у детей проявляется следующим образом:
- Если к малышу обращаются, он прячется за маму, молчит или мычит в ответ нечто нечленораздельное.
- Отвечает не словами, а жестами.
- Старается лишний раз не обращаться к кому-либо с просьбами, потому проявляет чрезмерную самостоятельность, которая нередко приводит к травмам.
- В садике держится в стороне, со сверстниками не общается, а если и говорит, то короткими фразами и шепотом.
Как отличить детский негативизм от капризов
Часто наличие у ребенка проблем с речью родители по неопытности путают с банальными капризами. Дескать, он все понимает, просто не хочет/ленится говорить. Определить, идет ли речь о расстройстве или же о капризах малыша, просто – достаточно пообещать ему награду за выполнение просьбы. Обычно здоровый ребенок, который попросту пытается проявить характер, охотно повторит требуемое слово или действие за конфету или игрушку.
Как преодолеть речевой негативизм?
Сам по себе негативизм у детей не проходит, с ним нужно долго и упорно бороться. Действовать следует поэтапно, в первую очередь, исключить из своего лексикона слова «повтори» и «скажи» - они усиливают страх и отбивают у ребенка желание говорить.
Решать проблему необходимо в доступной и привычной для детей игровой форме. Нужно играть с малышом, четко произносить короткие, понятные слова, повторяя фразы по несколько раз, но ни в коем случае не вызывая ощущения того, что вы находитесь на уроке. Каждому повторенному слову нужно радоваться и хвалить за него, постепенно усложняя предложения, побуждая к имитации речи и к расширению словарного запаса.