Методы и навыки самоконтроля, контроля и самооценки с психологической и педагогической точки зрения
Человек – уникальное существо со своими мыслями, взглядами и поведением. Все это является неотъемлемыми компонентами эмоционального интеллекта. К нему также относится самоконтроль, контроль и самооценка. Изучение этих факторов происходит как с психологической, так и с педагогической точки зрения. Далее вы узнаете, что именно они собой представляют, какие основные виды самоконтроля существуют и их главные особенности.
Что такое самоконтроль?
Как уже указывалось выше, существенной частью эмоционального интеллекта является четкое представление о характеристиках, делающих нас людьми, однако не менее важным является самоконтроль, который просто не может существовать без контроля и самооценки. Он является одной из важнейших психологических способностей. Но это не просто черта, которой мы выделяемся, поскольку развили ее гораздо больше, чем остальные животные. Эта способность позволяет нам встречать каждый момент жизни с большим спокойствием и эффективностью, когда мы приступаем к реализации проектов, общению или просто достижению среднесрочных и долгосрочных целей.
Самоконтроль – это в психологии способность осуществлять контроль над собой и, в частности, над импульсами и источниками мотивации, ориентированными на очень краткосрочную перспективу. Если говорить простыми словами, то это то, что позволяет нам контролировать (до определенной степени) собственные эмоции, поведение, желания или просто сохранять спокойствие.
Самоконтроль выполняет очень важную функцию в жизни человека: он мешает совершать действия импульсивно и позволяет распознать разницу и правильное обращение с чувствами в определенных ситуациях.
Контроль импульсов и направление их на достижение цели предполагает большую ответственность за установки. Важно научиться думать, прежде чем действовать, и избегать преждевременных суждений. Этим и занимается самоконтроль.
Самоконтроль – это в педагогике базовый навык, необходимый для каждого человека, в том числе и во время обучения. Он означает умение слушать и удерживать внимание, думать, а затем действовать. Он имеет множество преимуществ:
- позволяет более эффективно справляться с трудными ситуациями;
- помогает сохранять спокойствие в стрессовых моментах;
- помогает иметь большую ясность мысли;
- приносит большую пользу во взаимоотношениях с другими;
- позволяет справляться со стрессом в моменты давления;
- повышает способность концентрироваться;
- улучшает самооценку и эмоциональное самочувствие.
Самооценка с психологической точки зрения
Хотя и существует достаточно много методов контроля самоконтроля и самооценки в воспитании, они будут неэффективными без понимания психологического аспекта основных понятий. Самоконтроль является значением или чувством значимости, придаваемым каждым человеком самому себе. Он развивается с детства при осознании признательности или ее отсутствия со стороны семейного окружения, особенно таких значимых фигур как родители.
Самопознание, самоконтроль и самооценка являются ключевыми элементами эффективного общения и развития эмоционального интеллекта. В профессиональной среде это важно, учитывая ответственность, которую дает обучение в качестве профессионала и как человека, погруженного в общество.
Механизм формирования самоконтроля в учебной деятельности также очень важно понимать для эффективной работы. Именно поэтому нужно изучать методы и механизмы контроля, существующие как в психологии, так и в педагогике. Практикуя самоконтроль, мы учимся управлять своими эмоциями и эффективно регулировать поведение.
Эффективные методы контроля
Существует множество советов и механизмов работы над самоконтролем и самооценкой. Среди наиболее эффективных выделяют:
- Осознайте и четко определите, что вы хотите изменить или улучшить. Важно поддерживать позитивный настрой и осознавать, какие мысли, поведение или вредные привычки вы хотите изменить. Только тогда вы сможете учитывать ситуационные проблемы и вовремя реагировать.
- Работайте над своим эмоциональным интеллектом, в том числе для контроля и самоконтроля в учебной деятельности. Эмоциональный интеллект определяется как способность человека идентифицировать, понимать и регулировать собственные эмоции и эмоции других.
- Распознавайте импульсивные мысли и чувства.
- Постоянно оценивайте себя. Как только вы осознаете и легко распознаете плохое поведение или привычки, которые хотите изменить, необходимо включиться в процесс настойчивого постоянного улучшения.
- Измените окружение. Если хотите иметь большой контроль над эмоциями и поведением, необходимо, чтобы во время этого процесса улучшения вы могли дистанцироваться от всего, что вы считаете негативным стимулом.
Еще один важный метод контроля самоконтроля и самооценки заключается в выполнении дыхательных упражнений. Внимательность – современная практика, доказавшая эффективность в управлении эмоциями в стрессовых ситуациях. И лучше всего с этим справится дыхание.