В психологии стили общения бывают разные и это напрямую влияет на взаимоотношения между людьми
Общение является ключевым компонентом жизни и важным инструментом взаимопонимания. Важно обладать всеми знаниями о главных видах коммуникаций и их характеристиках, та как это может быть полезным при работе или в беседах. Стили общения описывают различные способы вербального контакта между людьми. Если говорить простыми словами, то это основные способы обмена информацией, ежедневно использующиеся человеком. Стили общения бывают разными в зависимости от категорий. Дальше вы узнаете подробнее об разновидностях, их ключевых характеристиках и особенностях.
Что такое стили общения?
Человеческий разум сложен, и это связано, в том числе, с тем, что общение с окружающими позволяет нам узнавать всевозможные понятия и представления об окружающей среде. Без этих представлений мы бы не смогли думать, а наши психологические способности вообще бы не развивались. Общение – это ключ к познанию всего. И очень важно не просто уметь общаться, но еще и знать, какие существуют стили общения. Они зависят от взаимоотношений и элементов социальных навыков, используемых для выражения идей, эмоциональных состояний и чувств.
Стили общения в психологии представляют собой набор коммуникационных навыков и особенностей. Они помогают нам осуществлять взаимоотношение. Это не врожденные качества, а навыки. Они появились в результате окружения, влияния посторонних факторов и др.
Стили относятся не только к ежедневному общению, но еще и к взаимоотношению между родителями и детьми, педагогами и учениками, начальниками и подчиненными. В разных сферах использования они могут иметь уникальные аспекты и характеристики.
Стили общения – это в психологии понятие, отличающееся в зависимости от разных ситуаций. Данную тему важно изучать, чтобы разбираться в том, какие вообще категории существуют.
Виды стилей общения
Психология определяет разные коммуникативные стили. Люди их могут использовать при самовыражении и общении посредством вербального и невербального поведения. У каждого человека есть предпочтения в отношении того, как общаться и интерпретировать то, что им сообщается. Люди приобретают собственный стиль общения в процессе развития. Он зависит от личностных переменных и окружающей среды, как уже указывалось выше.
Вот основные виды:
- авторитарный стиль общения – это модель поведения, при которой люди сознательно или бессознательно навязывают свои критерии другим, не беспокоясь об оправдании того, почему им нужно подчиняться. В этом случае лидерство просто не подвергается сомнению. Такие люди враждебны к тем, кто ниже по статусу, довольно жесткие в своих мнениях и убеждениях, защищают традиционные ценности, убеждены в своей правоте, часто проявляют повышенную агрессивность, являются эгоистами. Авторитаризм – это диктатура, то есть человек держит власть в своих руках, не признает кого-то выше по статусу и вообще любое другое проявление власти. С этими людьми сложно общаться, но они могут быть эффективны в управлении и менеджменте;
- демократический стиль общения – это поведение, при котором существует равноправие. Очень часто он проявляется в управлении, когда лидеры приглашают и поощряют членов команды играть важную роль в процессе принятия решений, хотя окончательная власть при этом принадлежит именно лидеру. Демократия – это взаимопонимание. Демократический стиль предусматривает собой поддержку, доверие, взаимопомощь. Преимущества этого стиля заключаются в том, что он приводит к удовлетворению и мотивации, а также к оптимистической среде общения;
- бюрократический. Здесь строго поддерживаются организационные правила и политика. Такой стиль общения и руководства постепенно развивается. Говоря о том, какие бывают стили общения, о бюрократическом многие просто забывают, так как он часто не имеет ярко выраженных особенностей. Хотя взаимоотношения с такими людьми приятные и довольно простые;
- императивный стиль. Он является агрессивным, так как в общении присутствует доминирование и повышение голоса. Люди с таким стилем коммуникации общаются властно, требовательно, мало деликатно. Они используют власть, чтобы добиться своего, и склонны обвинять и угрожать, так как желания и потребности остальных не имеют значения. Императивный стиль общения является самым сложным в плане понимания, поэтому с такими индивидами часто не получается наладить взаимоотношения.
Хотя подавляющее большинство могут прибегать к разным стилям общения, можно различать людей в зависимости от того, насколько часто они склонны использовать те или иные инструменты.
Психологи считают, что в зависимости от ситуации стили общения могут иметь как позитивные, так и негативные стороны. Поэтому не стоит недооценивать их.