Харизматическая власть – это один из эффективных типов управления, требующих внимания
Известный немецкий социолог, историк, философ, политический экономист Максимилиан Карл Эмиль Вебер в свое время выделил три идеальных типа политической власти: харизматический, традиционный, рационально-легальный.
У каждого из них имеются свои особенности, характеристики. В данном материале мы рассмотрим внимательнее первый вариант, ведь встречается он достаточно часто.
Что такое харизматическая власть
Формулировок изучаемого определения достаточно много. Поэтому рассмотрим наиболее понятные и распространенные:
- Харизматическая власть – это власть, которая построена не на логике, традициях, а на силе личностных качеств либо способностей лидера. Оказывая харизматическое влияние на исполнителя, лидер получает хороший результат, ведь на уровне подсознания починяющееся лицо ожидает, что следование полученным указаниям поможет и ему обрести подобные качества – те, которые его вдохновили.
- Харизматической называют власть, основывающуюся на придании святости героизму, достойному подражания характеру руководителя, его приказам, которые исполняются подчиненными беспрекословно.
- Еще одна расшифровка понятия «харизматическая власть» выглядит так – управление государством либо группой людей на основе выдающихся личных качеств.
Проще говоря, харизматическое лидерство основано на тех выдающихся качествах и характеристиках лидера, которые вдохновляют подчиненных, стали важными для последователей. Именно благодаря своей харизме управляющий занимает выгодное положение в обществе, получает устойчивый авторитет.
Эффективность харизматической власти
Прежде, чем сделать заключение относительно того, насколько эффективным оказывается изучаемый тип власти, рассмотрим примеры харизматических личностей в бизнесе, других сферах деятельности.
Первый пример – харизматический лидер в бизнесе – Генри Форд – один из основателей автомобильной промышленности в США. Эта личность смогла мастерски организовать общественное мнение в пользу собственного бизнеса, наладить хорошие отношения с прессой, понравиться людям и преподнести себя так, чтобы общество воспринимало его недостатки, как достоинства. Но несмотря на то, что Г. Форд был отличным пиарщиком, руководитель из него, судя по всему, получился не очень хороший. Компания Ford фактически обанкротилась во время Второй мировой войны. И многие считают, что это стало следствием неправильной организации предпринимательской деятельности, отсутствия у Форда необходимых знаний и умений. Как видим, харизма лидера в бизнесе работает далеко не всегда.
Второй пример – харизматические лидеры во власти. К их числу относятся: А. Македонский, Чингисхан, Ленин и Сталин, Гитлер. И следует отметить, что характеристики, свойственные харизматическому господству, не помогли ему стать идеальными правителями, продвинуть свои идеи, добиться успеха.
Вывод: одной харизмы мало, чтобы власть была эффективной. Зачастую такое положение вещей может просто стать причиной формирования переломных моментов в обществе.