Аграфия: понятие, причины, лечение
Людей, так или иначе связанных с психологией или столкнувшихся с психологическими проблемами, интересует вопрос о том, что такое аграфия. Сегодня мы постараемся в этом разобраться.
Итак, аграфия – это частичное расстройство процесса письма, а также речевых способностей человека. Называется недуг так по вполне логичной причине: «графос» в переводе с греческого значит «пишу», префикс «а» обозначает отсутствие.
Примечательно то, что интеллектуальные и физические навыки человека развиваются нормально, каких-либо отклонений в этом плане не наблюдается. Чаще всего расстройство встречается у детей, но нередки случаи, когда нарушение письменной речи настигает и взрослых. Это становится следствием травмы и вызванных ею повреждений одного из полушарий мозга.
Причины нарушения письменной речи
Ключевым фактором, приводящим к развитию заболевания, считают повреждение коры головного мозга. Причем, для левшей критическим является повреждение правого полушария, а для правшей – левого.
Факторы, вызывающие повреждение:
- травмы головы;
- новообразования (как злокачественные, так и доброкачественные);
- различного рода инфекции;
- кровоизлияния в мозг;
- длительное воздействие на организм человека токсичных веществ.
Диагностика
Проблем с диагностикой данного расстройства обычно не возникает из-за ярко выраженных симптомов. Четкий и правильный диагноз способен поставить любой грамотный невропатолог. Сложнее всего дела обстоят с этиологическим фактором – важно верно определить место нахождения очага болезни. Для правильной постановки диагноза применяют следующие методики:
- инструментальные исследования;
- диагностика нейропсихических процессов;
- исследование устной и письменной речи пациента.
Проявляется недуг следующим образом:
- утратой письменных навыков;
- появлением большого количества грамматических ошибок во время письма;
- нарушением написания и слияния слогов и слов.
Лечение
Процесс лечения аграфии весьма трудоемок и продолжителен. Гарантии полного выздоровления он не дает, однако позволяет взрослым вести полноценный, привычный для них образ жизни, а детям – развиваться наравне со сверстниками без каких-либо видимых отклонений.
Протокол лечения зависит от вида аграфии, но в подавляющем большинстве случаев он сводится к специальной гимнастике для развития и исправления речи, занятиям по пению, декламации стихов, выразительному чтению вслух.