Свободное воспитание в педагогике – что это такое, в чем его особенности и основные преимущества
Все большее количество школ имеют образовательное предложение, которое расширяет традиционное педагогическое обучение, расширяющее свободу ребенка. Образование является одним из наиболее важных аспектов для родителей. Однако, помимо важности понятия, образование приобретает различные перспективы с педагогической точки зрения. Одним из вариантов считается свободное воспитание.
Особенности свободного воспитания
Свободное воспитание берет свое начало в либертарианской педагогике, связанной с анархистскими социальными и политическими движениями. Либертарианские школы, основанные на философии великих анархистских мыслителей, рассматриваются как ключевой и фундаментальный инструмент для социальных измерений, к которым они стремятся.
Родители, практикующие такой вид воспитания, часто обучают детей основным навыкам, но затем предоставляют им свободу в зависимости от уровня их развития. Они выставляют их миру без прямого надзора, заставляя делать собственный выбор и решать проблемы самостоятельно.
Подход направлен на определение несущих потребностей ребенка, чтобы помочь ему развить навыки, позволяющие функционировать в окружающей среде надлежащим и эффективным образом. Свободное воспитание – это тип образования, направленный на развитие и стимулирование способностей ребенка.
Принципы свободного воспитания
Среди основных принципов стоит выделить следующее:
- свобода. Она является основным принципом в этих школах. Это относится к ответственной свободе принимать решения о своей личности на основе потребностей, но во взаимозависимости с потребностями других;
- границы. Обеспечение безопасного и всеобъемлющего пространства имеет жизненно важное значение для свободного развития ребенка.
Характеристика педагогики свободного образования резюмируется следующим образом: что касается роли воспитателя, то он должен быть наблюдательным, чтобы различать толчок, необходимый ребенку для развития навыков. Также он должен стимулировать реализацию вопросов и ответов в различных областях знаний. Свободное воспитание – это в педагогике техника, стремящаяся структурировать знания, чтобы они адаптировались к потребностям ребенка. Для этого используются групповые, социальные инструменты и методы, поощряющие исследования.
Автором такой методики образования является Пауло Фрейе. Он предложил альтернативу, актуальную и сейчас – это образование, которое не рассматривается как решение проблем, но и не как простой инструмент, адаптированный доминирующей силой.
Невозможно научить кого-то читать или писать, нужно помочь сформировать собственное видение с помощью данных инструментов.
Преимущества и недостатки
Как и в любой другой форме, концепция свободного воспитания имеет такие преимущества:
- дети смогут проводить больше времени на свежем воздухе или заниматься спортом, не дожидаясь прибытия родителей;
- обучение полностью без учебников и оценок;
- ребенок более творческий в самовыражении, когда за ним никто не присматривает. Это означает, что у него больше времени для приключений и исследований;
- он получает шанс решать проблемы самостоятельно, не нуждаясь в помощи.
Дети, воспитанные таким образом, узнают, что неудачи носят временный характер и не относятся ко всему, что они делают. Когда взрослые не спасают их сразу, они могут проявить способность решать проблемы. Сторонники школы свободного воспитания утверждают, что меньшее наблюдение и вмешательство со стороны взрослых способствует укреплению уверенности и творческого потенциала детей.
Среди минусов стоит выделить то, что больше времени без присмотра означает, что у детей будет больше способов причинить себе вред. Требуется время, прежде чем ребенок поймет, что безопасно, а что нет. И часто нужно несколько попыток для правильных решений и поступков.
Это также может иметь последствия для психического здоровья. Исследования показывают, что такой тип воспитания может привести к беспокойству, депрессии, неудовлетворенностью жизнью, эмоциональной дисрегуляции.
Автор теории свободного воспитания предполагал, что такой способ поможет ребенку развиваться индивидуально, независимо от установленных норм и требований. Осознанный подход к жизни делает ребенка готовым к будущим трудностям. По этой причине такая концепция была и остается популярной не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
Основное отличие от традиционного образования заключается в свободе действия и самовыражения, а также в отсутствии контроля и уважении личных границ. Концепция предусматривает собой самостоятельный выбор ребенка.
Фундаментальные идеи свободного воспитания
Идея свободного воспитания в педагогике принадлежит Паулу Фрейе, но концепцию развивали и совершенствовали и другие специалисты. В результате исследований были выделены следующие фундаментальные идеи:
- родители не воспитывают, а сопровождают ребенка в познании мира;
- они верят в саморегуляцию;
- предоставляют место, где ребенок чувствует себя в безопасности и любим, чтобы развивать собственную автономию;
- предоставляют материалы и предложения, чтобы дети могли испытать жизнь со всеми чувствами и абсолютной свободой;
- создают рутину и равный порядок для обеспечения безопасности;
- все эмоции принимаются и сопровождаются. Это противоположно подавлению их, отвлечению ребенка.
Технология свободного воспитания представлена как образовательная модель, основанная на потребностях ребенка, поскольку ее применение имеет большие преимущества, которые помогут вводить новшества, открывать и исследовать различные области на протяжении всего процесса.
Такие школы рождаются с целью работать над педагогическими обновлениями. Они начинаются с критических предположений и развиваются в рамках социальной свободы для достижения свободных и критически настроенных людей. Их основной целью является формирование свободных личностей, способных развивать деятельность в свободном обществе. Школы означают отказ от образовательных моделей, основанных на принципах авторитета, принуждения или правления.