Физическая и психологическая зрелость. Что делает человека взрослым, почему не все взрослеют?
Взрослые люди, которым исполнилось тридцать и более лет, не всегда ведут себя соответственно возрасту, указанному в паспорте. И наоборот — ребенок или подросток может поставить собеседника в тупик своей серьезностью и чувством ответственности, развитыми не по годам. Это происходит из-за несовпадения физической и психологической зрелости. В чем причины возникающего диссонанса попробуем разобраться ниже.
Кого можно считать психологически повзрослевшим?
Если говорить о взрослом человеке, то это в первую очередь личность с набором определенных личных качеств. Основным признаком психологической зрелости является способность нести ответственность за себя. Человек взрослый — это тот, кто проявляет:
- самостоятельность в принятии решений и готовность нести ответ за их последствия;
- умение признавать собственные ошибки, делать определенные выводы, прощать себя;
- способность контролировать свои эмоции, проявлять их, не нагружая излишне окружающих и не подавлять в себе, накапливая негатив;
- взаимодействие с другими людьми без возникновения постоянной потребности во внимании, сопереживании;
- спокойные реакции на критику со стороны, умение удерживать свою позицию, учитывая мнения окружающих;
- восприятие реальности без иллюзий и приукрашивания действительности;
- умение мотивировать себя сосредоточиться на выполнении работы (достижении поставленной цели);
- умение принять себя со своими недостатками, при этом не потакая слабостям, проявляя самоконтроль;
- отстаивание своих личных границ;
- развитое чувство собственного достоинства;
- адекватная реакция на критические ситуации, способность попросить и принять помощь извне;
- умение делать выводы, анализируя собственный жизненный опыт.
Однако, беря на вооружение приведенный список, всегда нужно помнить о мере. Взрослый человек — это в первую очередь тот, кто умеет вовремя проявлять взрослую серьезность и детскую непосредственность, понимает уместность тех или иных реакций, допускает возможность совершения ошибок, готовность работать над собой. То есть все пункты, приведенные выше, необязательно должны быть проявлены одномоментно, скорее — это ориентиры, которые показывают, в каких направлениях действовать.
Наиболее кратко дать характеристику о том, кто такой взрослый человек, можно, опираясь на присутствие в нем следующих черт:
- уверенность в себе;
- самостоятельность;
- проявление заботы о других;
- понимание целесообразности, понимание собственных импульсивных желаний и умение их контролировать;
- конструктивное восприятие трудностей;
- спокойное реагирование на критику;
- способность преодолевать страхи.
Трансформация из ребенка во взрослого
Как родителям понять, что их ребенок повзрослел? Когда можно доверить выполнение «взрослых дел»? Когда перестать переживать? Что делает человека взрослым и позволяет качественно сепарироваться? В психологии есть описание трансформаций, дающих понимание.
- Зависимость трансформируется в независимость. Этот процесс может быть болезненным как для ребенка, так и для родителей. Только появляясь в этом мире, дети полностью зависимы от своего окружения, взрослея — они стремятся к независимости, все чаще опираясь на собственный опыт и знания. У подростков это особенно явно проявляется, они довольно часто ведут себя агрессивно, отвоевывая права.
- Безответственность перерастает в ответственность. В этом ребенку должны помочь старшие. Если они постоянно решают все его проблемы, их чадо так и не сделает выводов о своих ошибках. Взрослый человек сам пожинает плоды своих необдуманных поступков, с тем, чтобы в будущем не повторять их.
- Знание трансформируется в понимание. Получая информацию и применяя ее на практике, человек обретает знания. Понимая, что знания ценны тем, что их можно использовать во благо, человек взрослеет.
- Внешняя мотивация трансформируется во внутреннюю. Ребенка необходимо постоянно мотивировать сделать то, чего ему не хочется. Взрослый уже не зависит от других, обретая внутреннюю мотивацию достигнуть определенной цели.
- Беспечность превращается в бдительность. Человека незрелого легко обмануть. Переживая определенный негативный опыт, делая выводы из своих ошибок, человек уже не позволяет собой манипулировать и вполне может распознать опасность.
- Неопределенность преобразуется в определенность. Ребенок часто действует хаотично, не преследуя определенной цели. Он не руководствуется моральными принципами и жизненными ориентирами. Однако, чем старше он становится, тем более определенно вырисовывается путь. Взрослый уже понимает, что для него важно, а что второстепенно.
По завершению этих трансформаций становится окончательно понятно, что такое взрослый человек.
Почему стареть — не значит взрослеть?
Часто можно встретить человека с несколькими высшими образованиями, не способным при этом к самостоятельной жизни. Обретая понимание того, кто такой взрослый, родителям особенное внимание следует уделять эмоциональному и психологическому развитию ребенка, ведь чаще всего причины нежелания взрослеть таятся в детстве. Рассмотрим самые распространенные из них:
- родители не обучают брать на себя ответственность, не обладая элементарной психологической грамотностью;
- гиперопека — дети, привыкшие к тому, что за них все решит мама или папа, выбирают в будущем похожего партнера, который заменит им родителей;
- копирование модели поведения родителей;
- страх потерпеть неудачу после проявления инициативы приводит к тому, что человек желает всегда «быть в тени», пока кто-то взрослый все уладит.
Людей, не желающих взрослеть, часто называют инфантильными. Есть множество разных судеб и некоторым удается устроить свою жизнь, не проявляя инициативы и всячески избегая ответственности. Однако, намного чаще, дети в телах взрослых чувствуют себя несчастными, не способностями справляться с реалиями окружающего мира. Психолог может помочь справиться с ситуацией и взять контроль над своей жизнью в собственные руки.