Суждение – это что за понятие в философии и обществознании. Основные виды и формулы суждения
Философские понятия общения и суждения изучались на протяжении долгих столетий. Сейчас их рассматривают также и с точки зрения обществознания. Суждение – это термин, происходящий от латинского слова и используемый в разных контекстах. Далее вы узнаете самые главные особенности понятия, его основные разновидности и формулы.
Главное о суждении
Слово суждение связано с рациональной способностью человека, позволяющая ему отличать хорошее от плохого. С философской точки зрения это способ мышления. С его помощью человек отражает объективную связь сторон, свойств и единичных моментов в предметах и явлениях. В простейших вариантах отражается объективная диалектика, общение.
Многие философы задаются единым вопросом: что такое суждение. Оно определяется формальной логикой как связь понятий или представлений. Основным критерием истинности в формальной логике является принцип несовместимости противоречивых суждений между собой, и включает в себя субъект, атрибут и связку, объединяющую их в одном действии.
Существование различных форм обусловлено историческим развитием знаний, основанных на материальной общественной практике. Поэтому формы не могут быть объяснены и поняты как чистые виды, т.е. вне реального содержания знания, вне истории различных наук.
Можно рассматривать суждение в обществознании или философии. Сперва начнем с последнего. В философии под этим понятием понимается психический акт, посредством которого рассудок утверждает или отрицает, что нечто обладает тем или иным свойством. Аристотель различает в суждениях материю и форму. Материей или содержанием являются понятия, связанные между собой. Аристотель представляет субъект суждения знаком (S), а сказуемое другим (Р), чтобы отделить материю от формы.
Разновидности
В зависимости от точки зрения, с которой они рассматриваются, суждения подразделяются с помощью логических особенностей:
- с точки зрения объекта, различают суждения о существовании или субстанциальные суждения, утверждающие существование или несуществование;
- по своему происхождению определения суждения бывают спонтанными, когда они являются фактом непосредственного восприятия духа, и вторичными, являющимися результатом медленной работы разума;
- по отношению к материи, т.е. в содержании различают торжественные, атрибутом которых является только развитие, аналитические (атрибут заложен в самой идеи предмета) и синтетические (когда между объектом и субъектом нет тождества);
- по отношению к их количеству: общими или частными. К первым относятся те, признак которых соответствует предмету, взятому во всей его протяженности. Вторые – те, чей признак утверждается только из части предмета;
- что касается качества общих суждений, различают утвердительные и отрицательные;
- по отношению, т.е. по рассмотрению отношения между субъектом и атрибутом, различают: категорические, копулятивные, дизъюнктивные (если утверждается необходимость выбора путем исключения между двумя взаимоисключающими признаками), гипотетические или условные и относительные;
- с точки зрения модальности, т.е. по тому значению, которое разум придает отношению между терминами, выделяют проблематичные, ассерторические и аподиктические.
Кроме этого, выделяют эмпирические суждения. Они чисто субъективные и связаны с отношением к вещам. Такое суждение выражается в качестве наблюдения. Оно не производит знания об объекте, а лишь выражает отношение.
Суждение – это форма мышления, имеющая разные проявления, чем и обусловлена достаточно широкая типизация.
Отдельно стоит сказать о рефлексивном типе. Оно полностью соответствуют эстетическому суждению. Известный ученый Кант называет его так, потому что оно отражает чувствительность. Оно начинается с конкретных конфиденциальных данных (полученного удовольствия), чтобы затем претендовать на универсальность, которую невозможно оправдать.
Другая классификация
В зависимости от формулировки и подразумеваемой им аргументации, а также от его точности по отношению к действительности, суждения могут быть истинными и ложными.
- Истинные, т.е. соответствующие реальности, описанной в рассуждениях. Они соответствуют тому, что мы можем легко проверить на опыте или сделать вывод на основе здравого смысла. Чтобы понять суть, что значит суждение верного типа, стоит сказать, что им всегда являются аксиомы логики.
- Ложные, утверждающие то, что не может быть подтверждено очевидной реальностью, несмотря на то, что указанный вывод может быть выведен из внутренней логики некоторых суждений. Ложный тип может быть результатом невежества, предубеждения, ложной логики (ошибок) или просто галлюцинацией, мечтой.
Суждение считалось важнейшей операцией разума, поскольку оно связывает идеи, подтверждая или отрицая связь между ними, и побуждает к рассуждениям.
Формула суждения
Формулу суждения, используемую сейчас, предложил древний философ Аристотель в виде силлогизмов. Это структуры предложений, каждое из которых может осмысленно называться истинным или ложным – единичные суждения в терминологии Аристотеля. Согласно выводам философа, каждое предложение должно иметь одинаковую структуру: оно должно содержать подлежащее и сказуемое и должно либо подтверждать, либо отрицать сказуемое подлежащим.
Суждение никогда не сводится к метафизической формуле А есть А. Оно постоянно расширяет знание. Аристотель сформулировал силлогистическую теорию: утвердительные универсалии, структура которых представлена формулой «Все S суть P», где S – признак субъекта суждения, а P – признак подлежащего сказуемого; негативные универсалии. Структура последних такова: «Нет S есть P».
Кроме этого, суждения бывают утвердительными со структурой «Некоторые S есть P» и отрицательными: «некоторые S не являются P». Подробно о таких формулах Аристотель написал в своих известных трактах, используемых философами, логиками и другими учеными даже сейчас.