Самость – что это такое, раскрытие понятия с точки зрения психологии и философии. Характеристика архетипа самости
Человек всегда пытался понять, углубить и объяснить вопросы, вращающиеся вокруг человеческой личности. Так был предложен способ понимания мотивации человеческой личности через архетипы.
Архетип представляет собой первую модель чего-либо. В этом смысле концепция связана с прототипом: исходной формой, в которой объект создается первым. Психолог и психиатр Карл Густав Юнг обратился к понятию архетипа для объяснения конструкции коллективного бессознательного: набор примитивных символов, общих для людей из всех мест и времен, которые выражают элементы психики, превосходящие их, после разума. Самость – это одно из самых интересных понятий в психологии и философии, напрямую связанное с именем вышеуказанного психолога.
Самость: что это
В общих чертах архетипы представляют собой паттерны универсального типа, являющиеся частью коллективного бессознательного. Другими словами, бессознательные черты, общие для всего человечества, которые определяют определенные способы бытия. Карл Юнг использовал религию и мифологию для определения этих паттернов и моделей. Таким образом он пришел к определению большего числа архетипов. Одним из них является самость.
Давайте разберемся в понятии самость, что это такое. Для Юнга это сущностный архетип коллективного бессознательного. Он представляет собой совокупность или максимальное выражение человеческого существа: союз противоположностей по преимуществу. Это должно было стать чем-то вроде последнего шага в процессе эволюции человека или, как говорит Юнг, в процессе индивидуации.
Тотальность, к которой относится этот архетип, проявляется как надличностная сила. Она включает в себя центр психики, то, что управляет человеком, и пункт назначения, к которому он направляется, осознает он это или нет. Если говорить, что такое самость простыми словами, то она определяется принципом согласованности и структуры, настраивающей баланс.
Это центральный архетип бессознательного коллективного, образ целостной личности, придающий смысл жизни, а также центр человеческой психики.
Согласно Юнгу, «Я» - это лишь один из аспектов психики, а не самый большой. Самость является центром сознания, но не обязательно центром психики. За пределами сознания находится уровень личного бессознательного, характеризующийся способностью производить архаические образы и содержание, общечеловеческие ценности.
Характеристика самости как одного из архетипов
Архетип самость запечатлевает свою глобальность в нашей психологической жизни по мере развития. Он предстает перед нами как психологический образ божественного. Наши первые проблески самости приходят в виде общих проявлений психологической энергии, а не как события или образы, которые мы можем конкретно отожествить с самостью.
Это не может быть сведено к детскому сознанию. На самом деле его следует понимать как то, что содержало нас в истоках. Когда мы вспоминаем о бессознательном единстве мира и нашей психики в эоническом времени истоков, мы вспоминаем опыт присутствия самости без сознательной дифференциации.
Самость – это в психологии архетип, связанный с сознанием, но часто подчеркивающий роль личного сознания – эго.
В отличие от восточных описаний психологического развития, юнговское описание движения личности к самости не заканчивается растворением или исчезновением эго. Кроме того, самость поддерживает союз внутренне примиренных противоположностей. Ее господство, к которому индивидуация постепенно обращает наше сознание, стремится развить наше взросление, подрывая старые способы использования власти и взаимоотношений. Она действует за нашей силой.
Для Юнга природа самости в человеческой психике соответствует образу Бога, включая в себя подавленные аспекты западной цивилизации в союзе примиренных противоположностей, целостности, которая находится за пределами доброго Бога.
Мы выяснили, самость – это что такое с психологической точки зрения, но данное понятие имеет и философское трактование.
Самость с философской точки зрения
Данный термин имеет центральное значение в экзистенциальной философии и относится к тому факту, что каждый человек решает для себя о своем конкретном способе существования, формирует отношение, мышление и жизнь, может быть самоопределяемым или определяемым другими.
Философия самости представляет собой изучение многих условий идентичности, отличающих один субъект опыта от других переживаний. Она определяет основные качества, и существует множество подходов к их определению. Самость – это в философии идея единого существа, являющегося источником сознания. В духовности, мистических и восточных медитативных традициях, человеческое существо понимается как находящееся в иллюзии индивидуального существования и отделенности от других аспектов творения. Духовная задача многих традиций включает в себя растворение эго, позволяющее самопознанию собственной истинной природы стать переживаемым и разыгранным в мире. Это по-разному известно: как просветление, нирвана, присутствие в настоящем.
Большинство философских определений, в том числе и самость по Юнгу – это выражение от первого лица. Определение от третьего лица не относится к конкретным умственным качествам, а вместо этого стремится к объективности и операционализму.
Характеристика и черты самости
Среди основных черт самости стоит выделить следующее:
- считается, что она проявляется в мифологических аспектах и сказках в форме наивысшего уровня личностей;
- здесь противоположности показаны как взаимодополняющие силы или принципы, указывающие на высшее единство;
- точка зрения такого человека характеризуется объективностью, принятием, примирением, балансом противоположностей, многочисленными противоречивыми чувствами и импульсами.
Теперь вы знаете, что такое самость в психологии. Стоит еще указать, что она является конечной стадией юнгианского процесса индивидуализации. Принятие своего истинного «Я» включает в себя признание темной стороны и подавленной женственности или мужественности. Это может иметь как позитивные, так и негативные последствия.