Школьная дезадаптация – что это такое, основные причины ее возникновения, факторы, рекомендации как с ней бороться
Школьная обстановка может влиять на всех детей по-разному. Особенно в критический период подросткового возраста люди проявляют признаки нетерпимости к утренней рутине, домашней работе и постоянному давлению школьной среды. В некоторых случаях негативные факторы, возникающие из различных жизненных контекстов, складываются до такой степени, что определяют феномен школьная дезадаптация. Здесь возникает ситуация, при которой ребенок уже не в состоянии действовать в соответствии с ожиданиями контекста, обнаруживая дисбаланс между мотивами и необходимостью завершить учебу.
Что нужно знать про школьную дезадаптацию?
Дети, которым не удалось интегрироваться в школьную атмосферу, затмевают эмоциональный, аффективный и межличностный опыт, что со временем может привести к неблагоприятному состоянию. Дезадаптация относится к отсутствию хорошей интеграции, адаптированных и гармоничных отношений с окружающей средой. Подходов к определению данного феномена есть несколько. Чаще всего это процесс, когда молодой субъект, чьи аномалии, неадекватность навыков или общей работоспособности, или недостатки характера ставят его в продолжительный конфликт с реальностью или требованием окружающих.
Школьная дезадаптация – это состояние эмоциональной нестабильности, не связанное существенно с психопатологическими, языковыми или когнитивными расстройствами, но проявляющееся через ряд отказов от школьных занятий.
Считается, что до 8% детей страдают от школьной дезадаптации. Но это не болезнь, как могут многие подумать. Иногда дети и подростки могут представлять значительные трудности в адаптации к школе, что сказывается на их личностном, социальном и академическом развитии.
Причины дезадаптации
В том случае, если недомогание несовершеннолетнего длится дольше, чем обычно для его возраста, важно выяснить, в чем причина, и попытаться помочь. Среди наиболее распространенных причин школьной дезадаптации стоит выделить:
- тревога разлуки. Обычно это причина для самых маленьких. Для них родители являются главной фигурой привязанности, той, которая дает им безопасность, и изолирование от них может вызвать страх или тревогу;
- аспекты, связанные со школьной средой. К ним относятся такие проблемы, как плохие отношения с учителями или одноклассниками. Обычно они сильно влияют на адаптацию несовершеннолетнего в школе. К таким аспектам относится смена цикла учебы или смена школы;
- особые потребности. Дезадаптация – это в педагогике процесс, которому важно уделить особое внимание. Когда у ребенка нет желания идти в школу и нет явных причин для этого, следует заподозрить возможное существование какой-то особой потребности в образовательной поддержке. Это могут быть нарушения грамотности, некоторые виды деструктивного поведения или даже высокие способности;
- личный опыт. Такие аспекты, как появление брата или сестры, переезд, развод родителей или потеря любимого человека, также могут затруднить возвращение несовершеннолетнего в класс и сделать этот процесс более тяжелым.
Трудности с адаптацией могут быть связаны с различными факторами. Их необходимо тщательно проанализировать.
Особенности проявления школьной дезадаптации
Школьная дезадаптация – это в психологии изменения, проявляющиеся как в психологическом плане, так и в поведенческом. Столкнувшись с этой ситуацией, важно принять во внимание наличие предупреждающих знаков. Они могут указать на наличие проблем в школьном развитии. Вот типы проявлений:
- складывается негативное представление у учителя;
- выполнение задач ухудшилось, размер или формат письма значительно изменены (негативно), что затрудняет их понимание;
- ребенок ничего не хочет говорить о школе;
- не проявляется мотивация к школьным заданиям – один из частых факторов школьной дезадаптации;
- постоянная грусть и поникшее настроение без явных на то причин;
- ребенок не хочет ходить в школу из-за истерик или частых соматических болей;
- увеличение проблем с поведением дома или в школе без видимой причины;
- ребенок с трудом засыпает, ему часто снятся кошмары по ночам;
- обычно ребенок прячет повестку дня или свои школьные дела, такие как экзамены, записи в тетради.
Среди проявлений выделяют усталость, раздражительность, частые истерики, проблемы с питанием. Они могут сохраняться как на протяжении нескольких дней, так и на протяжении месяцев. Это зависит от того, как ребенок переносит перемены, от его возраста, насколько он зрелый, особенности его образа жизни, от чувствительности и др.
Рекомендации по адаптации детей в школе
Важно внимательно следить за ребенком и наблюдать, обращать внимание даже на самые маленькие и незначительные признаки школьной дезадаптации. Эту проблему нужно решать сразу же при обнаружении. Но также, в зависимости от возраста ребенка, можно проводить профилактические меры, чтобы попытаться облегчить им адаптацию:
- Займите позитивный настрой. Пример очень важен, и проявление апатии к работе может серьезно повлиять на малышей.
- Говорите с детьми и слушайте их. Важно поговорить с ними в атмосфере полного доверия и позволить выразить страхи или эмоции, не осуждая. Хорошо поговорить с учителями, чтобы они были бдительными и могли также высказать свою точку зрения на поведение.
- Обзаведитесь хорошими привычками. Видов школьной дезадаптации существует множество, и отличный вариант, чтобы снизить риск их появления, заключается в поддерживании хороших привычек, позволяющих облегчить адаптацию. Хороший и полноценный сон, достаточное количество отдыха, или правильная диета, позволяющая поддерживать мозг более активным, будут хорошими союзниками в первые дни школьной учебы.
Если же проблема выходит за рамки или вы заметили негативное воздействие на психику ребенка, его отношение и общение со сверстниками, родными и близкими, рекомендуется обратиться к специалисту. Это компетентный психолог или психотерапевт. Он проведет беседу с ребенком, сможет выявить признаки дезадаптации первоклассников или более старших школьников, причины, или поможет справиться с существующими ограничениями.