Особенности психического развития детей и взрослых
Детское психическое развитие отличается определёнными сложностями. Понимание прохождения определенных этапов поможет родителям лучше понимать своё чадо, и вовремя принять меры при необходимости. Поэтому, необходимо знать особенности психического развития детей.
Периодизация психического развития детей
Общепринятая периодизация развития психики ребенка разработана советским психологом Д. Б. Элькониным. По его мнению, специфика психического развития человека проходит в следующие периоды:
- Младенчество – до года. Кроха через родителей учится познавать отношения и взаимодействовать со всем, что его окружает. Задача на этом этапе состоит в обучении младенца «общению» с внешним миром.
- Раннее детство – от годика до трех лет. Основная – манипулятивно-предметная деятельность. Малыш предметы, которые находит, начинает исследовать – пробует на вкус, ломает. Этот этап часто заканчивается кризисом трёх лет.
- Дошкольный период – от трех до семи лет. Ключевой деятельностью является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой происходит познание детьми отношений и последствий.
- Младший школьный возраст – с семи до одиннадцати лет. Специфика психического развития ребенка обусловлена значительными изменениями в поведении. Начинается жизнь школьника, и основной становится интеллектуально-познавательная область.
- Подростковый период – от одиннадцати до пятнадцати лет. Главное в это время для ребенка – общение с ровесниками, желание занять своё место в группе. Происходит развитие потребностно-мотивационной области психики. Задача мамы и папы – быть на одной волне с подростком.
- Юношество – с пятнадцати до семнадцати лет. Основная роль отведена учебно-профессиональным занятиям. В это время происходит резкое взросление подростка. Родителям нужно понять особенности психического развития собственного ребенка, и оказать ему поддержку в период возрастного кризиса.
Типы психического развития человека
По Л. С. Выготскому существуют следующие типы психического развития человека:
- перфорированный – краткое повторение этапов психологического развития животных и предков современных людей;
- неперфорированный – самый распространенный на Земле, который не предопределён заранее. Это детский тип развития, осуществляемый не по готовому образцу.
По мнению Л. С. Выготского психическое развитие человека – это процесс, предполагающий взаимодействие реальной и нереальной формы.
Будьте первым, кто оставит комментарий