Социальная леность как психологический феномен
Что такое лень известно всем, ибо это чувство периодически посещает каждого человека. Психологическое понятие социальная леность – это склонность индивидуума снижать активность при выполнении совместных заданий, полагаясь на других членов коллектива.
Понятие «социальная леность»
Эксперименты, проведенные почти столетие назад, доказали, что, выполняя одну и ту же работу индивидуально и в группе, разница в затраченных усилиях составила около 18% в пользу тех, кто нес на себе персональную ответственность. Другие ученые замерили уровень шума, издаваемого аплодисментами и криками одного, и группы из шести человек. Результат также оказался неожиданным: уровень шума шестерки превзошел показатель одного человека не в шесть, как в теории это должно было бы случиться, а всего лишь в три раза. Еще один эксперимент был проведен со студентами, крутящими педали велосипедов, для точного определения показателей, подключенных к генераторам электричества. Те из испытуемых, кто знал об индивидуальном наблюдении за их работой, вновь превзошли по эффективности товарищей, работавших в группе. Это снова подтвердило, что коллективный труд порождает искушение переложить часть работы на своих товарищей, причем происходит это всегда и вне зависимости от рода деятельности. На основе экспериментов, подтвердивших недостаточную эффективность групп, и было выявлено явление, получившее название феномен социальной лености.
Психология социальной лености
Удивительно, что такое явление как социальная лень признается всеми, но далеко не каждый готов признаться в собственной лени. Находясь в коллективе, личность ощущает размывание ее индивидуальности, и поскольку определить конкретный вклад каждого члена команды не представляется возможным, то и выкладываться по максимуму спешит далеко не каждый.
Описание тенденций к нивелированию такого явления, как социальная леность, это в психологии определяется совокупностью факторов, к которым относятся:
- повышение персональной ответственности;
- снижение численности групп;
- привлечение в группы женщин, у которых меньшая склонность к социальной лени;
- использование для формирования команды членов кросс-культуры;
- сплоченность коллектива.
Несмотря на многочисленные исследования, специалистам в этой области пока не удается приблизить групповые результаты к индивидуальным, хотя отдельные механизмы феномена изучены достаточно хорошо.
Будьте первым, кто оставит комментарий